The model of stimulating the privatization process for state-owned enterprises

 
PIIS042473880014905-4-1
DOI10.31857/S042473880014905-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Chief scientific researcher
Affiliation: Central Economics and Mathematics Institute, Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Russia
Occupation: Leading research associate
Affiliation: Central Economics and Mathematics Institute, Russian Academy of Sciences
Address: Russia
Journal nameEkonomika i matematicheskie metody
EditionVolume 57 Issue 2
Pages85-95
Abstract

The paper describes a model which allows setting and solving the problem of stimulating the privatization process for state-owned enterprises with the help of tax holidays. The model assumes the possibility to choose the moment of privatization, as well as the stochastic behavior of the enterprise’s profits and its change after privatization. The proposed scheme allows to find the optimal (in NPV criterion of the buyer) time of privatization and the optimal (in integral budgetary effect criterion) duration of tax holidays. In the case when the profit before and after privatization is modeled by random processes of geometric Brownian motion, the explicit formulas are obtained for the optimal time of privatization and the optimal duration of tax holidays. We derive the conditions, under which the optimal tax holidays have zero, or positive duration, or do not exist. Besides, we study the dependence of both the optimal time of privatization and the optimal tax holidays on privatization cost and the tax burden to enterprises.

KeywordsKeywords: privatization, state-own enterprises, budgetary effect, uncertainty, time of privatization, tax holidays.
AcknowledgmentThe study is supported by Russian Foundation for Basic Research (project 18-010-00666).
Received08.06.2021
Publication date25.06.2021
Number of characters33483
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Стимулирование процесса приватизации остается актуальным в рамках продолжающегося курса Правительства РФ на приватизацию предприятий, находящихся в государственной собственности. Хотя формы и методы стимулирования этого процесса почти никак не отражены в соответствующих законодательных положениях, в настоящее время для этого обычно используются различные административные и финансовые инструменты, такие как упрощение процедур участия в приватизационных аукционах и конкурсах, совершенствование механизма продажи, консультационное и информационное сопровождения продаж, кредитная поддержка и т.п.
2 Однако в последнее время увеличился интерес и к другим формам поддержки и стимулирования приватизации, в том числе льготным налоговым режимам с пониженными ставками по ряду налогов. Так, в Налоговый кодекс (п. 2 ст. 146) введено освобождение от НДС для операций по приватизации субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими государственного имущества (при соблюдении определенных условий по арендуемому имуществу).
3 Министерством культуры РФ разработан законопроект, согласно которому покупателям недвижимости, являющейся объектом культурного наследия федерального или регионального значения, могут увеличить имущественный налоговый вычет (с 2 млн до 4 млн руб.) или предоставить освобождения от уплаты налогов на землю (сроком на 7 лет) и на имущество.
4 В 2019 г. Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) рекомендовал Государственной думе внести изменения в Налоговый кодекс о специальных режимах налогообложения для собственников объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов России) на период их восстановления или реставрации. Эти режимы должны включать льготы по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на прибыль организаций1. 1. См. >>>>
5 Почти целый год длились споры «Роснефти» и Минфина о налоговых льготах для одного из крупнейших в России нефтяных месторождений — Самотлорского, которое дает около 10% всей добычи «Роснефти». При приватизации акций «Роснефти» власти РФ дали обязательство по налоговым льготам иностранным инвесторам, при этом «Роснефть» настаивала на снижении ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) вдвое, что было одним из условий приватизации 19,5% ее акций в декабре 2016 г. В итоге Минфин сократил запрашиваемый объем льгот и согласился на снижение НДПИ в рамках данного месторождения ежегодно на 35 млрд руб. в течение 10 лет. При этом, как заявляют в руководстве «Роснефти», положительный эффект наблюдается не только для компании, но и для бюджета (хотя он может быть связан и с другими сопутствующими факторами)2. 2. См. >>>>
6 Хотя налоговые льготы еще реально не работают в качестве одного из стимулов приватизации, исследование их потенциальных возможностей для ускорения приватизации и повышения ее эффективности представляется интересным, по крайней мере с теоретической точки зрения. В данной работе предлагается математическая модель, в рамках которой можно описать процесс приватизации существующего предприятия и исследовать, как введение налоговых льгот после приватизации может повлиять на эффективность приватизации (с точки зрения государства). Описание модели и постановка задачи оптимизации налоговых льгот для процесса приватизации приводится в разд. 1, а решение соответствующей оптимизационной задачи — в разд. 2. Разд. 3 посвящен исследованию свойств решения и выводам, которые могут быть из него получены.

Number of purchasers: 0, views: 48

Readers community rating: votes 0

1. Arkin V.I., Slastnikov A.D. (2007). Theory of investment expectations, investment incentives, and tax reforms. Economics and Mathematical Methods, 43, 2, 76–100 (in Russian).

2. Arkin V.I., Slastnikov A.D. (2016). Comparative analysis of various principles of the granting tax holidays. Economics and Mathematical Methods, 52, 3, 78–91 (in Russian).

3. Arkin V.I., Slastnikov A.D. (2019). Mathematical model of unitary enterprise privatization in the real sector. The Journal of the New Economic Association, 3 (43), 12–33 (in Russian).

4. Azevedo A., Pereira P.J., Rodrigues A. (2019). Foreign direct investment with tax holidays and policy uncertainty. International Journal of Finance and Economics, 24, 2, 727–739.

5. Dixit A.K., Pindyck R.S. (1994). Investment under uncertainty. Princeton: Princeton University Press.

6. Jou J.B. (2000). Irreversible investment decisions under uncertainty with tax holidays. Public Finance Review, 28, 1, 66–81.

7. McDonald R., Siegel D. (1986). The value of waiting to invest. Quarterly Journal of Economics, 101, 707–727.

8. Mintz J.M. (1990). Corporate tax holidays and investment. The World Bank Economic Review, 4, 1, 81–102.

9. Privatization in the modern world: Theory, empiricism, “a new dimension” for Russia (2014). A.D. Radygin (ed.). Moscow: Izdatel’skii dom “Delo” RANKhiGS (in Russian).

10. Shiryaev A.N. (1999). Essentials of stochastic finance. Facts, models, theory. Singapore: World Scientific.

11. Shkodinsky S.V., Suglobov A.E., Karpovich O.G., Titova O.V., Orlova E.A. (2019). Tax holidays as an upcoming tool of tax incentive for business renewal. In: Optimization of the Taxation System: Preconditions, Tendencies and Perspectives. I. Gashenko, Y. Zima, A. Davidyan (eds). Springer, Cham, 67–74.

12. Tax incentives and foreign direct investment. A global survey (2000). ASIT advisory studies. No. 16. UNCTAD. N.Y., Geneva: United Nations.

Система Orphus

Loading...
Up