Трансакционные цифровые платформы: задача обеспечения эффективности

 
Код статьиS042473880013023-4-1
DOI10.31857/S042473880013023-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующая кафедрой
Аффилиация:
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: руководитель научного направления
Аффилиация: Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Нахимовский проспект, 47
Аффилиация: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, ЦЭМИ РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаЭкономика и математические методы
ВыпускТом 57 Номер 1
Страницы5-18
Аннотация

 

Объектом исследования являются трансакционные цифровые платформы. Цель работы – на основе анализа экономического содержания понятия «цифровая трансакционная платформа» выявить основные характеристики этого феномена и исследовать условия, позволяющие обеспечивать экономическую эффективность деятельности данной модели организации бизнеса. В статье предлагаются авторская трактовка понятия цифровая трансакционная платформа, таксономия видов трансакционных платформ, анализ соотношения сфер деятельности и способов распределения выгод и издержек. 

 

Построена экономико-математическая модель платформы с тремя группами агентов – поставщиками, посетителями (потенциальными покупателями) и рекламодателями. Особенности модели по сравнению с имеющимися аналогами: учет значительного числа взаимных зависимостей поведения трех групп агентов – поставщиков, потребителей и рекламодателей; переход от постановки задачи максимизации текущего дохода оператора платформы к постановке задачи окупаемости платформы как инвестиционного проекта; использование логистических функций для описания сетевого эффекта зависимости числа заключенных сделок от численности продавцов, количества продавцов от числа заключенных сделок (в предыдущем периоде) и цены рекламного места от количества пользователей.

 

Основные результаты работы: выявлены основные принципы управления ценообразованием на услуги платформы; продемонстрировано, что возможность достижения окупаемости проекта существенным образом зависит от скорости наращивания и исчерпания сетевых эффектов, что свидетельствует об очень высоких рисках неправильного прогноза динамики развертывания сетевых эффектов.

 

 

Ключевые словацифровые платформы, трансакционные платформы, сетевые эффекты, двусторонние рынки, математическая модель, логистическая функция
Источник финансированияИсследование выполнено при поддержке гранта РФФИ 18-010-00216 А «Выявление закономерностей сетевой динамики с целью формирования портфеля стратегий эффективного участия российских компаний в глобальных и региональных сетях создания стоимости в условиях цифровой революции».
Получено25.03.2021
Дата публикации29.03.2021
Кол-во символов33945
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 4, всего просмотров: 795

Оценка читателей: голосов 0

1. Баландина М.С., Баскакова И.В. (2016) Двусторонние рынки: определение понятия, ключевые характеристики и инструменты оценки // Известия Уральского государственного экономического университета, № 2 (64). С. 12-20.

2. Боровкова А.Е. (2019) Поведение фирмы-посредника на двустороннем рынке при дифференциации продукта в условиях асимметрии информации // Экономика и математические методы, Т. 55. № 2. С. 104-117

3. Дементьев В.Е., Евсюков С.Г., Устюжанина Е.В. (2017) Гибридные формы организации бизнеса: к вопросу об анализе межфирменных взаимодействий // Российский журнал менеджмента, Т. 15. № 1. С. 89-122.

4. Дементьев В.Е., Евсюков С.Г., Устюжанина Е.В. (2020) О важности стратегического подхода при ценообразовании на рынках сетевых благ. Журнал Новой экономической ассоциации, № 2 (46). С. 57–71.

5. Йоффи Д., Гавер А., Кусумано М. (2019) Почему умирают цифровые платформы [Электронный ресурс] Ведомости, 21.12.2019. (дата обращения: 07.08.2020). file:///C:/Users/Home%20PC/Downloads/Почему%20умирают%20цифровые%20платформы%20-%20Ведомости.html

6. Поланьи, К. (2002) Экономика как институционально оформленный процесс // Экономическая социология, № 3(2). С. 62–73.

7. Срничек Н. Капитализм платформ (2019) - М.: Изд. дом Высшей школы экономики.

8. Стрелец И.А. (2019) Особенности двусторонних рынков сетевых благ // Экономические отношения, Т. 9. № 1. С. 383-392.

9. Флигстин Н. (2013) Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.

10. Шаститко А.Е., Паршина Е.Н. (2016) Рынки с двусторонними сетевыми эффектами: спецификация предметной области // Современная конкуренция, Т. 10. № 1 (55). С. 5-18.

11. Яблонcкий С.А. (2013) Многосторонние платформы и рынки: основные подходы, концепции и практики // Российский журнал менеджмента, Т. 11. № 4, С. 57–78.

12. Armstrong M. (2006) Competition in two-sided markets // Rand Journal of Economics, Vol. 37, 3. P. 668-691.

13. Cachon G., Daniels K., Lobel R. (2017) The Role of Surge Pricing on a Service Platform with Self-Scheduling Capacity // Manufacturing & Service Operations Management, Vol. 19, 3. P. 337-507.

14. Doganoglu T. (2003) Dynamic price competition with consumption externalities // Netnomics, 5, P. 43–69.

15. Evans D.S., Schmalensee R.L., Noel M.D., Chang H.H., Garcia-Swartz D.D. (2011) Platform Economics: Essays on Multi-Sided Businesses // Competition Policy International. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=1974020.

16. Geoffrey G., Marshall W., Sangeet P. (2016) Platform Revolution: How Networked Markets Are Transforming the Economy and How to Make Them Work for You. Nova Littera SIA.

17. Mart??nez-de-Alb?eniz V., Pinto C., Amorim P. (2020) Driving Supply to Marketplaces: Optimal Platform Pricing when Suppliers Share Inventory. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3643261

18. Hagiu A., Halaburda H. (2011) Expectations, Network Effects and Platform Pricing. Harvard Business School Working Papers 12-045. December.

19. Hagiu A., Wright J. (2015) Multi-sided platforms // International Journal of Industrial Organization, Vol. 43, P. 162-174.

20. Huukia H., Svento R. (2020) Unobserved preferences and dynamic platform pricing under positive network externality // Econometrics: Econometric & Statistical Methods - Special Topics eJournal. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3549246.

21. Lin X., Chen C., Lin Z., Zhou Y. (2019) Pricing and Service Strategies for Two-sided Platforms // Journal of Systems Science and Systems Engineering, Vol. 28, 3, Р. 299–316

22. Lobel O. (2017) Coase & the Platform Economy. Research Paper No. 17-318 2017, University of San-Diego.

23. Mitchell M., Skrzypacz A. (2006) Network Externalities and Long-Run Market Share // Economic Theory, 29. P. 621–648.

24. Rochet J. C., Tirole J. (2003) Platform competition in two-sided markets // Journal of the European Economic Association, Vol. 1. 4. P. 990–1029.

25. Rochet J. C., Tirole J. (2006) Two-sided markets: a progress report // The RAND Journal of Economics, Vol. 37, 3. P. 645–667.

26. Shapiro C., Varian H. (1999) Information Rules: a strategic guide to the network economy. Boston, Massachusetts: Harvard Business School Press.

27. Veiga A. (2014) Dynamic Platform Design. NET Institute Working Paper, № 14-15.

28. White J., Chapsal А., Yeater А. (2018) European Union – Two-Sided Markets, Platforms and Network Effects // E-Commerce Competition Enforcement Guide, 07 December.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх