Исламский вектор во внешней политике России

 
Код статьиS013122270022244-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-9-64-71
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №9
Страницы64-71
Аннотация

Исламский вектор играет во внешней политике Российской Федерации особую роль. Его значение не стоит преувеличивать, но его невозможно игнорировать. Этот вектор означает стремление России укреплять отношения с мусульманским миром, делая упор на общность их интересов, что должно воспрепятствовать доминированию Запада, способствовать формированию нового мирового порядка на основе многополярности. В официальной идеологии РФ констатируется схожесть цивилизационной идентичности России и исламской уммы. Однако установление неких “усредненных” отношений с мусульманским миром невозможно в силу разнообразия этого мира, различия интересов между отдельными мусульманскими странами. Исламский вектор сохранится в политике России и, вероятно, может усиливаться, однако его использование будет зависит от ее конкретных интересов, а также от глобальной политической конъюнктуры.

Ключевые словаИсламский вектор, политика, Россия, Организация Исламского сотрудничества, экстремизм
Получено17.02.2022
Дата публикации23.09.2022
Кол-во символов26812
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Исламский вектор во внешней политике России есть стремление выстроить особые отношения, взаимопонимание с исламским миром. Он обусловлен несколькими причинами. Во-первых, подтвердить статус РФ как мировой державы, во-вторых, продемонстрировать мусульманам свое отличие от западного мира, представив Россию их естественным союзником. В-третьих, подчеркнуть важный для российской политики евразийский тренд, в котором исламский вектор, хотя и не играет главную роль, зато дает основание для подтверждения важности отношений России с мусульманскими странами, составляющими половину Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
2

КОГДА ИСЛАМ БЫЛ НЕ НУЖЕН

3 Во внешней политике Советского Союза исламского вектора не существовало. СССР выстраивал отношения с мусульманскими государствами, исходя из их политической ориентации, их места в дихотомии “социализм–капитализм”, стремления преодолеть (опираясь на поддержку Советского Союза) постколониальную зависимость. Религиозная составляющая игнорировалась. Это отражало подход к проблеме религии внутри СССР, где она исключалась из общественно-политического процесса.
4 Все же полностью игнорировать приверженность некоторых народов к исламу советское государство, особенно в начале своей истории, не могло. Сошлемся на принятое в 1917 г. Обращение Совета Народных Комиссаров “Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока”, в котором говорилось о “мусульманах Востока, персах и турках, арабах и индусах, всех тех, головами и имуществом которых, свободой и родиной которых сотни лет торговали алчные хищники Европы…”. Это звучало призывом взаимодействовать с “новой Россией”, свидетельством ее готовности оказать помощь мусульманским народам. Несколькими строками выше в Обращении говорилось: “...Отныне ваши (мусульман) верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными” [ист. 1].
5 Но сближение с мусульманскими странами не состоялось. Тем более что начиная с 1920-х годов большевики взяли курс на подавление религии, в том числе ислама, что немедленно становилось известным за пределами России. Советские мусульмане оказались оторваны от исламской уммы. Одним из доказательств этого может служить то, что в 1946 г. поездка советских мусульман в хадж была отменена, а в 1955 г. в паломничество в Мекку отправилось всего 20 человек. Общее же количество советских хаджи до 90-х годов насчитывало от 850 до 900 мусульман [ист. 2]. Американский ученый Александр Бенигсен писал, что “попытка вдвойне изолировать мусульман СССР от их единоверцев за рубежом и национального прошлого – представляется наиболее оригинальной стороной советской стратегии” [1].
6 После Второй мировой войны Советский Союз стал развивать отношения с мусульманскими странами, оказывая им экономическую, а с 1954 г. и военную помощь. В первую очередь это касается арабских стран, Индонезии, Афганистана. Но советской политике использование исламского фактора было чуждо. Помогая арабам в Ближневосточном конфликте, Москва не обращала внимания на его религиозную составляющую – против Израиля сражались арабы, а не мусульмане. О том, что, например, Алжирское освободительное движение именовалось его вождями “джихадом”, в советской пропаганде не говорилось, как не упоминались заявления арабских политиков об их верности исламу, о единстве идеалов ислама с борьбой за свободу.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 327

Оценка читателей: голосов 0

1. Беннигсен A. Мусульмане в СССР. Панорама-Форум, Казань, 1995, № 3, сс. 108-126.

2. Бакланов В. Россия и исламский мир в первые десятилетия XXI века. Территория Историка, 29.11.2018.

3. Зайферт А.К. Фактор ислама и стратегия стабилизации ОБСЕ в евроазиатском регионе. Центр стратегических и политических исследований. Москва, 2002. 49 с.

4. Гафиятуллина И. Патриарх Кирилл солидарен с мусульманами. Духовное Управление мусульман Ставропольского края. 22.07.2016.

5. Мельников А. Мусульманский вклад в российское “двоеверие”. Ислам представили государствообразующей религией наряду с православием. Независимая газета, 18.01.2022.

6. Laruelle M. Russia's Islam: Balancing secularization and integration. RUSSIE.NEI.VISIONS, № 125. Ifri, December 2021. 36 p. Available at: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/laruelle_russie_islam_ru_2021.pdf (accessed 15.03.2022).

7. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. Москва, Международные отношения, 1991. 216 c.

8. Скрынников П. Между уммой и дипломатией. Независимая газета. 06.11.2018.

9. Tibi B. The crisis of Modern Islam. A Preindustrial Culture in the Scientific-technological Age. University of Utah Press, 1988. 186 p.

10. Косач Г. Исламская дипломатия России: Организация Исламского сотрудничества. Религия и общество на Востоке, 2020, № 4, сс. 96-126.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх