Динамика медиаэффектов инфодемии коронавируса (COVID-19)

 
Код статьиS023620070027353-5-1
DOI10.31857/S023620070027353-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Российский государственный гуманитарный университет
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, 125047 Москва, Миусская площадь, д. 6; Российская Федерация, 101000 Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 34 Выпуск №4
Страницы58-75
Аннотация

В статье представляется динамика медиаэффектов инфодемии коронавируса (COVID-19). Используется комплекс методов: кейс-стади, систематизация, интент-анализ, вторичный анализ социологических и статистических данных. Хронологические рамки исследования: 1 марта – 30 июня 2020 года. По итогам проведенного исследования делается вывод, что первая «волна» пандемии коронавируса наиболее отчетливо продемонстрировала замещение доминирующих медиаэффектов. Если с середины марта до конца апреля 2020 года наблюдалось конструирование моральной паники, то с начала мая до середины июня 2020 года в обществе превалирующей стала усталость сострадать. Обозначаются факторы, обусловившие инспирирование подобных медиаэффектов. Фиксируются причинно-следственные связи между моральной паникой и усталостью сострадать. На основании полученных результатов заявляется о формировании на рубеже 2010–2020-х годов общества стресса как особой социальной системы, социальные связи, позиции и диспозиции в которой во многом объясняются через бытующие в современности и сменяющие друг друга факторы турбулентности, приводящие к парадигмальной утрате устойчивости социальных, политических, экономических и культурных констант, обусловливая перманентное нахождение индивидов в состоянии повышенного психофизиологического напряжения. Обосновывается правомочность выдвижения понятия общества стресса, исходя из существующих социополитических, социоэкономических и социокультурных (в том числе медиакоммуникационных) детерминант. Выстраивается перспективизация исследования, предполагающая дальнейшую концептуализацию данного понятия. Доказывается необходимость инкорпорирования категории общества стресса в академический дискурс социальных наук. Подобные методологические основания позволят осуществлять системные исследования культивируемых социальных реакций (прежде всего, медиаэффектов) с учетом причинно-следственных связей и взаимообусловливающих закономерностей.

Ключевые словакоронавирус, COVID-19, пандемия, инфодемия, слух, медиа, медиаэффект, моральная паника, усталость сострадать, общество стресса
Получено02.09.2023
Дата публикации03.09.2023
Кол-во символов23613
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 151

Оценка читателей: голосов 0

1. Адамов М.С. Интеллектуальные добродетели в эпоху инфодемии // Человек. 2022. Т. 33, № 3. С. 49–66.

2. Архипова А.С., Радченко Д.А., Козлова И.В. Пути Российской инфодемии: от WhatsApp до Следственного комитета // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6 (160). С. 231–265.

3. Венидиктов С.В. Post-truth как угроза медиапотребления в эпоху пандемии // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 2 (44). С. 15–22.

4. Глава ВЦИОМ объяснил популярность версии искусственного происхождения коронавируса // ТАСС. 18.05.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/8503159 (дата обращения: 14.06.2021).

5. Дейнека О.С., Максименко А.А. Оценка психологического состояния общества в условиях инфодемии посредством анализа социальных сетей: обзор зарубежных публикаций // Общество. Среда. Развитие. 2020. № 2 (55). С. 28–39.

6. Динамика запросов пользователей российского сегмента Интернета на платформе Google // Google Trends. 01.03.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://trends.google.ru/trends/explore?date=2020-03-01%202020-07-01&geo=RU&q=%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81,%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0,%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F,COVID-19 (дата обращения: 12.02.2023)

7. Ефанов А.А. Трансформация моральных паник в условиях модернизации информационного общества // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Т. 3, № 2. С. 66–75.

8. Ефанов А.А. Функционирование псевдо-новости в полях телевидения и Интернета: типология, практики, социальные эффекты // Коммуникология. 2018. Т. 6, № 1. С. 156–165.

9. Землянский А.В. Инфодемия: генезис и морфология явления // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2021a. № 4. С. 111–114.

10. Землянский А.В. Фейк-ньюс как одна из ключевых составляющих инфодемии: типология и характеристики // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021b. Т. 1. № 4 (36). С. 112-121.

11. Караяни А.Г., Караяни Ю.М. Инфодемия: атрибут или артефакт пандемии // Юридическая психология. 2020. № 3. С. 3–7.

12. Кинник К., Кругман Д., Камерон Г. «Усталость сострадать»: коммуникация и чувство опустошенности в отношении социальных проблем // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань: Изд-во КГУ, 2000. С. 187–217.

13. Климова А.М., Чмель К.Ш., Савин Н.Ю. Верю-не-верю: общественное мнение и слухи о происхождении нового коронавируса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6. С. 266–283.

14. Коронавирус: опасения и оценка принятых мер // ФОМ. 13.03.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/Zdorove-i-sport/14361 (дата обращения: 12.02.2023).

15. Михеев Е.А., Нестик Т.А. Психологические механизмы инфодемии и отношение личности к дезинформации о COVID-19 в социальных сетях // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Т. 6, № 1 (21). С. 37–64.

16. Музыкант В.Л., Барабаш В.В., Бордюгов Г.А. Системность массовых коммуникаций: образы «свой-чужой» в инфодемии. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2021.

17. Назаров М.М., Иванов В.Н., Кублицкая Е.А. Социальные представления о COVID-19 в условиях нестабильной информационной среды (исследование середины 2021 года) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2022. Т. 22, № 2. С. 275–290.

18. Новоселов В.М. Инфодемия SARC-CoV-2: психология страха // Ученые записки Института психологии РАН. 2022. Т. 2, № 3. С. 78–86.

19. Радина Н.К. Интент-анализ онлайн-дискуссий (на примере комментирования материалов Интернет-портала ИноСМИ.ru) // Медиаскоп. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/2238 (дата обращения: 26.10.2021).

20. Рассказова Е.И., Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Категоричные представления о причинах, проявлениях и последствиях коронавируса: психологическое содержание и связь с поведением // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2020. № 2. С. 62–82.

21. Режим самоизоляции: ожидания, мотивы, оценка введенных ограничений // ВЦИОМ. 27.04.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://old.wciom.ru/index.php?id=236&uid=10256&ysclid=lelnayqte1437874822 (дата обращения: 26.02.2023).

22. Фейковые новости о коронавирусе заполонили соцсети // Российская газета. 2020. № 44 (8098) [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/03/01/fejkovye-novosti-o-koronaviruse-zapolonili-socseti.html (дата обращения: 12.06.2021).

23. Яблоков И.А. Русская культура заговора. Конспирологические теории на постсоветском пространстве / Пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2020.

24. Cohen S. Folk Devils and Moral Panics: The Creation of the Mods and Rockers. London: Routledge, 2011.

25. Coleman R., Wu D.H. Advancing Agenda-setting Theory: The Comparative Strength and Contingent Conditions of the Two Levels of Agenda-setting Effects. Journalism & Mass Communication Quarterly. 2009. Vol. 86, N 4. P. 775–789.

26. Goode E., Ben-Yehuda N. Moral Panics: the Social Construction of Deviance. Oxford: Wiley-Blackwell, 2009.

27. Iyengar S., Peters M.D., Kinder D.R. Experimental Demonstrations of the “Not-so-minimal” Consequences of Television News Programs. American Political Science Review. 1982. N 76. P. 848–858.

28. Less-educated Americans More Inclined to See Some Truth in Conspiracy Theory that COVID-19 was Planned. Pew Research Center. 23.07.2020 [Electronic resource]. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/07/24/a-look-at-the-americans-who-believe-there-is-some-truth-to-the-conspiracy-theory-that-covid-19-was-planned/ft_20-07-15_conspiracies_new_01/ (date of access: 10.02.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх