Валерий Подорога: философия как жизненная форма

 
Код статьиS023620070017436-6-1
DOI10.31857/S023620070017436-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник, руководитель сектора эстетики
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 32 Выпуск №5
Страницы11-28
Аннотация

Статья посвящена памяти выдающегося российского философа Валерия Александровича Подороги (1946–2020). Хотя богатое наследие философа еще ждет своего внимательного и углубленного прочтения, тем не менее уже сейчас можно попытаться нащупать те узловые точки, которые позволяют вести с В.А. Подорогой продолжающийся диалог. К их числу можно отнести способ философской работы, получивший название «аналитической антропологии». Одним из существенных элементов этого подхода следует считать своеобразную реабилитацию чувственного измерения в философии, что у Подороги выражается в его первостепенном внимании к внутренней логике произведения, определяемой игрой психомиметических сил. Речь идет о встрече с произведением на телесном уровне, когда читатель оказывается захваченным его энергией, восстановить неповторимый рисунок которой и призван аналитический антрополог. Сама его позиция, однако, отмечена известным напряжением: хотя это исключенный наблюдатель (вариант феноменологической редукции), он так или иначе завершает то, что находится в процессе становления (произведение как «живую» форму). На этом основании выделяются и две линии философствования у самого Подороги — линия Эйзенштейна и линия Мамардашвили. Являясь интеллектуальными наставниками философа, они же становятся двумя полюсами, между которым развивается мысль Подороги. Если С.М. Эйзенштейн выражает экспериментальное начало в чистом виде, то М.К. Мамардашвили — ценность индивидуального усилия и рефлексии как философской процедуры. Мы видим у Подороги, с одной стороны, интерес к игре сил, энергий, импульсов, за которыми стоит само движение материи, а с другой — поиск формы и таких предельных оснований, которые отсылают к метафизике. Этим полюсам соответствует и пара «(допонятийный) образ — понятие». И хотя сам Подорога стремится разграничить внутреннее и внешнее — на этой границе и располагается произведение, — современный мир подводит нас к необходимости рассматривать произведение как одну из природных форм наряду со многими другими.

Ключевые словаВ.А. Подорога, аналитическая антропология, чувственный опыт, мимесис, произведение, исключенный наблюдатель, образ, понятие, М.К. Мамардашвили, С.М. Эйзенштейн
Дата публикации23.11.2021
Кол-во символов31866
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 601

Оценка читателей: голосов 0

1. Вопрос о методе [Обсуждение рукописи В.А. Подороги «Материалы к психобиографии С.М. Эйзенштейна»] // Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. № 1 / под ред. В.А. Подороги. М.: Логос, 2001. С. 141–194.

2. Мастерская визуальной антропологии. 1993–1994. Документация проекта / Проект документации. М.: Худож. журнал, 2000.

3. Нанси Ж.-Л. С, бытие-с (avec, l’être-avec) / пер. с франц. Е. Петровской // Словарь эпохи пандемии. Синий диван. Философско-теоретический журнал / под ред. Е. Петровской. [Вып. 24]. М.: Три квадрата, 2020. С. 227.

4. Петровская Е.В. Сергей Эйзенштейн: от биографии к произведению (Валерий Подорога. Второй экран. Сергей Эйзенштейн и кинематограф насилия. Т. 1. Зеркальная подпорка. Материалы к психобиографии. М.: BREUS, 2017) // Искусствознание. 2018. № 3. C. 300–311.

5. Подорога В.А. Антропограммы. Опыт самокритики. С приложением дискуссии. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2017.

6. Подорога В.А. Второй экран. Сергей Эйзенштейн и кинематограф насилия. Т. 1. Зеркальная подпорка. Материалы к психобиографии / науч. ред. Л. Кульчицкая. М.: BREUS, 2017.

7. Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: Сёрен Киркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Марсель Пруст, Франц Кафка. М.: Ad Marginem, 1995.

8. Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX–XX веков / 2-е изд., перераб. и доп.; ред. Л.Б. Кульчицкая. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2013.

9. Подорога В.А. Мимесис. Материалы к аналитической антропологии литературы в 2 т. Т. 1. Н. Гоголь, Ф. Достоевский / науч. ред. Е. Ознобкина. М.: Культурная революция, Логос, Logos-altera, 2006.

10. Подорога В.А. Словарь аналитической антропологии // Логос. Философский журнал. 1999. № 2. C. 26–88.

11. Подорога В.А. Топология страсти. Мераб Мамардашвили: современность философии / науч. ред. Л.Б. Кульчицкая. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2020.

12. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992–1994 годов / ред. А.Т. Иванов. М.: Ad Marginem, 1995.

13. Тынянов Ю.Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / отв. ред. В.А. Каверин и А.С. Мясников. М.: Наука, 1977. С. 198–226.

14. Тэрнер В. Символ и ритуал / сост. В.А. Бейлис и автор предисл. М.: Главная ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1983.

15. Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе: Сб. ст. Л.: Худож. лит-ра, 1969. С. 306–326.

16. Buck-Morss S. Dreamworld and Catastrophe. The Passing of Mass Utopia in East and West. Cambridge, Mass., L.: The MIT Press, 2000.

17. Petrovsky H. Art as an Instrument of Philosophy // The Palgrave Handbook of Russian Thought / eds. Bykova M.F., Forster M.N., Steiner L. L., N.Y.: Palgrave Macmillan, 2021. P. 755–774. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-62982-3_35

Система Orphus

Загрузка...
Вверх