Феномен самообмана и проблемы человеческой зрелости

 
Код статьиS023620070016692-8-1
DOI10.31857/S023620070016691-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, 191186 Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, д. 48/11
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 32 Выпуск №4
Страницы132-148
Аннотация

Самообман составляет часть проблемы незрелого состояния человека, и поэтому его понимание значимо, в частности, для образования, когда последнее трактуется в аспекте состояния зрелости. Сравнительно со многими имеющимися трактовками самообмана, представленная версия сосредоточена на фундаментальном уровне самообмана, что позволяет и избежать противоречивости и неполноты в его описании, и ответить на вопрос о первоисточнике феномена.

Представленный анализ феномена самообмана сделан с позиций субъектностной философской антропологии, с опорой на феноменологические и диалектические подходы. Понимание феномена самообмана в статье исходит из анализа опыта внутреннего диалога, затрагивающего проблему "раскола" и двойственности. «Участники» внутреннего диалога — «Я» и «себя»? — в феноменологическом усмотрении обнаруживают особенности, объяснимые с точки зрения разных слоев опыта и, в особенности, разных уровней субъектности.

Заявленная позиция объяснения самообмана, исходя из его фундаментального уровня, совпадает с позицией Сартра, но представленная трактовка не совпадает с его трактовкой и предоставляет дополнительные возможности для задач развития человека. Дозревание человека до зрелого состояния объяснено в связи с противостоящими самообману изменениями в освоении «Я», «себя» и их отношений.

Ключевые словаcамообман, разделенность, «Я», «себя», репрезентация, квазисубъект, зрелость, образование
Получено27.09.2021
Дата публикации28.09.2021
Кол-во символов29628
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 556

Оценка читателей: голосов 0

1. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Бунтующий человек. Философия. Политика. М.: Искусство; Политиздат, 1990. С.24‒100.

2. Кожевникова М.Н. Буддийская феноменология бессамостности: Опыт анализа концептов «Я» и «просто-я» Чже Цонкапы // Вопросы философии. 2018. № 7. C. 156–165.

3. Кожевникова М.Н. Феномен субъектности: проблемы интерпретации // Ценности и смыслы. 2020. № 6 (70). С. 31‒45.

4. Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. С. 229‒260.

5. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: МИБиУ, 1996. С. 222‒224.

6. Можейко М.А. Я и Другой: что день грядущий мне готовит, или возможно ли счастье в ХХI в. // Социология. 2015. № 4. С. 87‒96.

7. Молчанов В.И. Чистое Я и переживание // Молчанов В.И. Исследования по феноменологии сознания. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. С. 367‒385.

8. Разинов Ю.А. Ложное как социокультурный феномен: автореф. дисс. … д. фил. наук. Самара: СГУ, 2015.

9. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. М.: Республика, 2000.

10. Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Колледже де Франс в 1981‒1982 уч. году / пер. с фр. А.Г. Погоняйло. СПб.: Наука, 2007.

11. Фуко М. Что такое автор? / пер. с фр., комм. и послесл. С. Табачниковой // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет М.: Касталь, 1996. С. 7–46.

12. Хоружий С.С. Неотменимый антропоконтур. Философия Кьеркегора как антропология размыкания // Вопр. философии. 2010. № 6. С. 152‒166.

13. Юнг К.-Г. О становлении личности: доклад, прочитанный под названием «Die Stimme des Innern» в Культурном союзе (Вена, ноябрь 1932 г.) // Юнг К.-Г. Собрание сочинений / пер. с нем. Т. Ребеко и др. М.: Канон, 1995. С. 185‒208.

14. Aboulafia M. George Herbert Mead // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2016 Edition) / Ed. Edward N. Zalta. [Электронный ресурс] URL: https://plato.stanford.edu/archives/fall2016/entries/mead (дата обращения: 15.06.2021).

15. Deweese-Boyd I. Self-Deception // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer 2021 Edition) / Ed. N. Zalta [Электронный ресурс] URL: https://plato.stanford.edu/archives/sum2021/entries/self-deception (дата обращения: 15.06.2021).

16. Dewey J. Democracy and Education [Электронный ресурс] URL: https://www.gutenberg.org/files/852/852-h/852-h.htm (дата обращения: 15.06.2021)

17. Fernández J. Self-deception and self-knowledge // Philosophical Studies. 2013. Vol. 162. Iss. 2. P. 379–400.

18. Gergen K.J. The Saturated Self. New York: Basic Books, 1991.

19. Hyland T. McDonaldizing Spirituality: Mindfulness, Education, and Consumerism // Journal of Transformative Education. 2017. Vol. 15. Iss. 4. P. 334‒356.

20. Jones S.M., McGarrah M.W., Kahn J. Social and Emotional Learning: A Principled Science of Human Development in Context // Educational Psychologist. 2019. Vol. 54. Iss. 3. P. 129‒143.

21. Khalil E.L. Self-deceit and self-serving bias: Adam Smith on «General Rules» // Journal of Institutional Economics. 2009. Vol. 5. Iss. 02. P. 251‒258.

22. Lacan J. Le stade du miroir comme formateur de la fonction du Je // Ecrits I. Paris: Le Seuil, 1966. P. 89‒97.

23. Меаd G.H. Mind, Self and Society. Chicago: University of Chicago Press, 1963.

24. Morton M.L., Felver J.C. Patricia A. Jennings. The Mindful School: Transforming School Culture Through Mindfulness and Compassion (Guilford Press, New York, 2019, 271 pp.) // Mindfulness. 2020. Vol. 11. P. 2860–2861.

25. Smeyers P. Philosophy of Education Society (Annual Meeting of the Philosophy of Education Society, Date: 1994/03/18 — 1994/03/21, Location: Charlotte, NC) // Philosophy of Education Yearbook. 1994. P. 273‒277.

26. Taylor Ch. The Ethics of Authenticity. Cambridge: Harvard University Press, 1991.

27. Wolfe A. Whose Keeper? Berkeley: University of California Press, 1989.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх