Дискурс этики заботы в образовании для будущего

 
Код статьиS023620070014862-5-1
DOI10.31857/S023620070014862-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 32 Выпуск №2
Страницы76-88
АннотацияРассматриваются основные подходы этики заботы (Платон, М. Хайдеггер, М. Фуко), а также особенности феминистской этики заботы (Н. Ноддингс, К. Гиллиган и др.), состоящие в отказе от классической традиции, в интерпретации заботы о другом через нацеленность на его нужды. Раскрывается значение этики заботы в современной философии образования, связанное с влиянием на такие ключевые проблемы, как трудности в этических отношениях субъектов образования между собой, опредмечивание реальности, невозможность обсуждения серьезных экзистенциальных вопросов в рамках образовательного процесса. Ставится вопрос о введении в русскоязычный научный оборот ряда терминов, применяемых современными англоязычными авторами (Дж. Нгуен, М. Маккензи, Ш. Бленкинсоп, У. Бергмарк, Е. Элерби) в работах, где этика заботы рассматривается с точки зрения отношений учителя и ученика, моральных дилемм и вовлечения учеников в образование для приобретения опыта заботы о себе и других, об окружающей среде. В статье выделены направления развития системы образования будущего, важным основанием которых может стать этика заботы (образование в условиях «пересборки» образовательных институтов будущего, неопределенности, поиска аксиологических обоснований, технологических инноваций; образование как воспитание свободного человека будущего).
Ключевые словаэтика образования, этика заботы, философия образования, будущее образования, прогнозирование образования
Дата публикации30.04.2021
Кол-во символов19204
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 662

Оценка читателей: голосов 0

1. Аристотель. Никомахова этика / пер. с древнегреч. И.В. Брагинской // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 53–293.

2. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства: пер. с англ. М.: РОССПЭН, 1998.

3. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: Основные характеристики и тенденции развития. М.: Дело, 2015. (Научные доклады: образование / Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации. 15/4).

4. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 4, ч. 1. М.: Мысль, 1965.

5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года c изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001 (дата обращения: 07.02.2021).

6. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире / пер. с англ. С.Л. Володиной и др.; под ред. Г.Е. Скорова. М.: Прогресс, 1970.

7. Масгрейв Р.А., Масгрейв П.Б. Государственные финансы: теория и практика: пер. с англ. М.: Бюджет, 2009.

8. Медведев С.А., Томашов И.А. Концепция глобальных общественных благ // Вестн. международных организаций: Образование, наука, новая экономика. 2009. Т. 4, № 2. С. 21–28.

9. Пигу А.С. Экономическая теория благосостояния: пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.

10. Рубинштейн А. Мериторика и экономическая социодинамика: дискуссия с Р. Масгрейвом // Вопр. экономики. 2009. № 11. С. 98–109. URL: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2009-11-98-109 (дата обращения: 07.02.2021).

11. Самуэльсон П. Чистая теория общественных расходов / пер. с англ. И.А. Розмаинского // Вехи экономической мысли. Том 4. Экономика благосостояния и общественный выбор. СПб.: Экономическая школа, 2004. С. 371–376.

12. Смирнова Е.Ю. Образование как экономическое благо. Введение в экономику образования // Веснік адукацыі. Минск, 2015. № 11. С. 19–22.

13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: пер. с англ. М.: Соцэкгиз, 1962.

14. Социальная политика, направленная на содействие более всеохватному, стабильному и устойчивому восстановлению: восстановление после COVID-19 по принципу «лучше, чем было» для достижения целей Повестки дня на период до 2030 года в контексте десятилетия действий и свершений во имя устойчивого развития. Записка Секретариата. ООН. E/CN.5/2021/4 [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/E/CN.5/2021/4 (дата обращения: 07.02.2021).

15. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора / пер. с англ. Е.Э. Куманиной, Г.М. Куманина. М.: Изд-во МГУ: Инфра-М, 1997.

16. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал: Новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2007.

17. Тугушева Р.Р. Образование как интеллектуальное благо // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. № 2. С. 157–163.

18. Черных С.И. Образование как общественное и индивидуальное благо // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 1(16). С. 17–26.

19. Case K.E. Musgrave's Vision of the Public Sector: The Complex Relationship Between Individual, Society and State in Public Good Theory // Journal of Economics and Finance. 2008. Vol. 32(4). P. 348–355. DOI: 10.1007/s12197-008-9055-1

20. Moşteanu T., Creţan G.C. Education and the Characteristics of Public Goods. Overlaps and Differences // Theoretical and Applied Economics. 2011. Vol. 18, N 9(562). P. 33–40.

21. Stiglitz J. Knowledge as a Global Public Good // Kaul I., Grunberg I., Stern M. Global Public Goods. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1999. URL: http://pinguet.free.fr/stiglitz1999.pdf.18 (дата обращения 07.02.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх