Образование в структуре статусной неконсистентности современного российского общества

 
Код статьиS023620070014860-3-1
DOI10.31857/S023620070014860-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник кафедры философии образования философского факультета
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 32 Выпуск №2
Страницы51-64
АннотацияАнализируются результаты межстранового проекта «Европейское социальное исследование». В числе базовых статусных измерений рассматриваются экономическая, властная, квалификационная и связанная с ними социально-профессиональная иерархии. Показателями положения индивида в квалификационной иерархии выступают уровень образования и количество лет, потраченных на обучение. Под статусной неконсистентностью понимается несоответствие между высоким положением индивида в одной иерархии и сравнительно низкой позицией в другой. Отмечается определенный дефицит информации, характеризующей место образования в структуре статусной неконсистентности современного российского общества. Особое внимание уделяется вопросу несоответствия профессиональной позиции на рынке труда образовательному статусу россиян. Так, в России по сравнению с Европой выявлена бóльшая наполняемость рассматриваемых социально-профессиональных групп респондентами с высоким уровнем образования. Делается вывод о том, что высокая позиция в образовательной иерархии в существенной мере является условием для попадания в профессиональные слои руководителей и профессионалов, однако наличие высокого уровня образования не гарантирует трудоустройство на высококвалифицированную работу. Отмечаются достаточно широкое распространение в российском обществе рассогласованности позиций индивидов в квалификационной и властной, социально-профессиональной иерархиях, а также более выраженная в России по сравнению с большинством европейских стран неконсистентность образовательного и экономического статусов. Автор приходит к заключению о связи статусной неконсистентности с социально-экономическими трансформациями российского общества, перманентными изменениями рынка труда и национальной образовательной системы. По его мнению, рассогласованность образовательного статуса россиян с доходом, властными полномочиями, принадлежностью к социально-профессиональной группе свидетельствует о «размытости» социальных сегментов современного российского общества, что позволяет охарактеризовать социальную структуру последнего как сравнительно неустойчивую.
Ключевые словаобразование, социальный статус, социальная стратификация, статусная неконсистентность
Дата публикации30.04.2021
Кол-во символов22206
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 635

Оценка читателей: голосов 0

1. Андреенкова А.В. Сравнительные межстрановые исследования в социальных науках: теория, методология, практика. М.: Новый Хронограф, 2014.

2. Беляева Л.А. Россия и Европа: структура населения и социальное неравенство (часть 2) // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 3. С. 18–46.

3. Бессокирная Г.П. Статусная рассогласованность сельских жителей в реформирующейся России // Социологический журнал. 2014. № 1. С. 55–77.

4. Богомолова Т.Ю., Саблина С.Г. Статусная рассогласованность как аспект социальной стратификации: Презентация классической концепции // Рубеж. Альманах социальных исследований. 1997. № 10–11. С. 58–67.

5. Коленникова Н.Д. Статусная консистентность занятого населения в современной России // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 52–62.

6. Международная стандартная классификация занятий. 2008 г. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/ documents/publication/ wcms_306603.pdf (дата обращения: 21.01.2021).

7. Саблина С.Г. Статусные рассогласования: методология анализа и практика исследований. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2002.

8. Тихонова Н.Е. Средний класс в фокусе экономического и социологического подходов: границы и внутренняя структура (на примере России) // Мир России. 2020. № 4. С. 34–56.

9. Формула успеха: Аналитический обзор // ВЦИОМ. 19.10.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/formula-uspekha (дата обращения: 27.01.2021).

10. Broom L., Jones F.L. Problematics in Stratum Consistency and Stratum Formation: An Australian Example // American Journal of Sociology. 1977. Vol. 82, N 4. P. 808–825.

11. Lenski G. Status Crystallization: A Non-Vertical Dimension of Social Status // American Sociological Review. 1954. Vol. 19. P. 405–413.

12. Nelson E.E. Status Inconsistency: Its Objective and Subjective Components // Sociological Quarterly. 1973. N 14. P. 3–18.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх