Концепт «естественное право» в дворянском дискурсе эпохи Просвещения

 
Код статьиS023620070012395-1-1
DOI10.31857/S023620070012395-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 31 Выпуск №5
Страницы146-166
Аннотация

Политико-правовая теория российского Просвещения в последние годы стала объектом пристального исследования. Этому посвящены работы не только историков философии, но и исследователей интеллектуальной истории. Тема актуализирована стремлением понять традиции отечественной социальной мысли и проследить за тем, как рефлексия по поводу общественных преобразований отражалась в логике текстов и контекстов. Исследование в значительной степени базируется на истории идей и истории концептов. В данной статье рассматривается естественное право как один из центральных концептов социальной философии и политической теории эпохи Просвещения. Юснатуральная теория лежала в основе многих построений социальной и политической философии, а также теоретического обоснования важных государственных документов. Внимание акцентируется на исторических особенностях употребления понятий «естественное право», «естественный закон», «естественный человек», а также «естественное», «натуральное» применительно к неполитическим сферам. Исследование проводилось прежде всего на основании анализа дворянского дискурса. Это уточнение предполагает сосуществование нескольких видов взаимопересекающихся, но не совпадающих дискурсов, относящихся к разным интеллектуальным сообществам: церковному, академическому и дворянскому. Дворянство принадлежало к правящей элите, поэтому имело возможность транслировать идеи своих идеологов в официальные документы, а также через государственные институты в образовательные структуры. На примере судьбы сочинения преподавателя Царскосельского лицея А.П. Куницына «Право естественное» показывается, как радикализация понятия «естественное право» привела к вымыванию его из академической практики за счет административных запретов. Также рассматриваются рецепции естественно-правовой теории в процессе воспитания и образования, значение как институциональной передачи знаний (через образовательные институты), так и внеинституциональной (через социальные практики, характерные для дворянства: интеллектуальное чтение, систему домашнего образования, образовательные путешествия, салоны и пр.).

Ключевые словаестественное право, естественный закон, естественный человек, Россия, эпоха Просвещения, дворянство
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований; проект № 20-011-00175.
Получено09.12.2020
Дата публикации09.12.2020
Кол-во символов33907
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 840

Оценка читателей: голосов 0

1. 24.325– августа 12. Высочайше утвержденное положение о Лицее // Полное собрание законов Российской Империи: Собрание первое. Т. 31. 1810–1811 гг. СПб.: Тип. 2-го Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830.

2. Акт о порядке престолонаследия. 5 апреля 1797 г. // Полное собрание законов Российской Империи: Собрание первое. Т. 24. С 6 ноября 1796 по 1798 г. № 17910. СПб.: Тип. 2-го Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830.

3. Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII – первой половины XIX века. М.: Знак, 2005.

4. Андреев А.Ю. Отчет Ф.-С. Лагарпа о воспитании великих князей Александра и Константина Павловичей за 1791 год // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 2: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 77.

5. Аничков Д.С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии // Общественная мысль России XVIII века: в 2 т. / сост., авт. вступит. ст. и коммент. Т.В. Артемьева. Т. 1. Philosophia rationalis. М.: РОССПЭН, 2010.

6. Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина // Пушкин А.С. Сочинения Пушкина: С прил. материалов для его биогр., портр., снимков с его почерка и с его рис., и проч. СПб.: Издание П.В. Анненкова, 1855. Т. 1.

7. Артемьева Т.В., Микешин М.И. Интеллектуальная культура эпохи Просвещения в России. СПб.: Санкт-Петерб. центр истории идей, 2020.

8. Бугров К.Д., Киселев М.А. Естественное право и добродетель: Интеграция европейского влияния в российскую политическую культуру ХVIII века. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016.

9. Вальмон Ж.К. Физиология, или Естественная история о человеке касательно его зачатия, рождения, природы, строения тела, различных возрастов, деяний жизни, различий в человеческом роде примечаемых, болезней, старости и смерти / Для пользы российского юношества трудами и иждивением Нестора Максимовича-Амбодика медицины доктора и профессора впервые напечатанная. Во граде св. Петра: При тип. Морского шляхетного кадетского корпуса, 1787.

10. Винклер И.Г. Физика, или Естественная философия. М.: У содержателя тип. Ф. Гиппиуса, 1785.

11. Герман И.Ф. Естественная история меди / пер. с нем. И. Гаврилова. СПб.: Иждивением Императорской академии наук, 1791.

12. Грибоедов А.С. Сочинения. М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1959. URL: http://az.lib.ru/g/griboedow_a_s/text_0080.shtml (дата обращения: 29.06.2020).

13. Дневники и автобиографические записи из лицейского дневника [А.С. Пушнина] // Пушкин А.С. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 7. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1962.

14. Кантемир А.Д. Авторово предисловие // Фонтенель Б. Разговоры о множестве миров господина Фонтенелла, Парижской Академии наук секретаря / С французского перевел и потребными примечаниями изъяснил князь Антиох Кантемир в Москве [в] 1730 году. СПб.: При Императорской академии наук, 1740.

15. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 12 т. Т. 5. М.: Наука, 1993.

16. Киселев М.А. Сочинения западноевропейских авторов по естественному праву в книжных собраниях российских государственных и церковных деятелей первой четверти XVIII в. // Вольтеровские чтения: Сб. науч. тр. СПб.: РНБ, 2019. Вып. 5.

17. Козельский Я.П. Рассуждения двух индийцев Калана и Ибрагима о человеческом познании (1788) // Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века: в 2 т. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1952. Т. 1. URL: http://az.lib.ru/k/kozelxskij_j_p/text_1788_rassuzhdenia_dvuh_indeytzev.shtml (дата обращения: 29.06.2020).

18. Козельский Я.П. Философические предложения. // Общественная мысль России XVIII века: в 2 т. / сост., авт. вступит. ст. и коммент. Т.В. Артемьева. Т. 1. Philosophia rationalis. М.: РОССПЭН, 2010.

19. Куницын А.П. Право естественное. СПб.: Тип. Иос. Иоаннесова, 1818–1820. Ч. 1–2.

20. Левшинов А., прот. О предохранении здравия от моровой заразительной язвы (1771) // Описание моровой язвы, бывшей в столичном город Москв с 1770 по 1772 год, с приложением всех для прекращения оной тогда установленныx учреждений. М.: Моск. ун-т, 1775.

21. Локк Дж. О воспитании детей / пер. с фр. Н. Поповского. М.: Печ. при Имп. моск. ун-те, 1759.

22. Муравьев-Апостол И.М. Мнение члена главного училищного управления Муравьева-Апостола о преподавании философии // Философский век: Альманах. Вып. 30. История университетского образования в России и международные традиции Просвещения. СПб.: Санкт-Петерб. центр истории идей, 2005. Т. 30.

23. Муравьев-Апостол И.М. Путешествие по Тавриде в 1820 году. СПб.: Печатано в типографии, состоящей при Особенной канцелярии Министерства внутренних дел, 1823.

24. Наказ Комиссии о сочинении проекта нового уложения Екатерины II: Первоначальный конспект Наказа, источники, переводы, тексты. М.: Памятники ист. мысли, 2018.

25. Новикова О.Э. Политика и этика в эпоху религиозных войн: Юст Липсий (1547–1606). М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2005.

26. Нордстет И. Российский с немецким и французским переводами словарь. СПб.: Тип. И.К. Шнора, 1780.

27. Общественная мысль России: с древнейших времен до серединыХХ века: в 4 т. / отв. ред. А.Б. Каменский. Т. 2. Общественная мысль России XVIII – первой четверти XIX в. М.: Рос. полит. энцикл., 2020.

28. Пнин И.П. Опыт о просвещении относительно к России // Общественная мысль России XVIII века: в 2 т. / сост., авт. вступит. ст. и коммент. Т.В. Артемьева. Т. 2. Philosophia moralis. М.: РОССПЭН, 2010.

29. Пуфендорф С. О должности человека и гражданина по закону естественному / пер. [c нем.] И. Кречетовского. СПб.: Санкт-Петерб. тип., 1726. Кн. 1–2.

30. Радищев А.Н. Размышления о греческой истории // Радищев А.Н. Полное собрание сочинений: в 3 т. Т. 2. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1941.

31. Радищев А.Н. Разрозненные заметки // Радищев А.Н. Полное собрание сочинений: в 3 т. Т. 3. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1954.

32. Санкт-Петербургский университет в первое столетие его деятельности. 1819–1919 / под ред. С.В. Рождественского. Пг.: б.и., 1919. Т. 1.

33. Словарь Академии Российской. СПб.: Императорская академия наук, 1790. Ч. 2.

34. Словарь Академии Российской. СПб.: Императорская академия наук, 1793. Ч. 4.

35. Сумароков А.П. Основания любомудрия // Общественная мысль России XVIII века: в 2 т. / сост., авт. вступит. ст. и коммент. Т.В. Артемьева. Т. 2. Philosophia moralis. М.: РОССПЭН, 2010.

36. Тредиаковский В.К. Сочинения. Переводы как стихами, так и прозою. СПб.: Наука, 2009. (Литературные памятники).

37. Тредиаковский В.К. Феоптия // Тредиаковский В.К. Избранные произведения. М.; Л.: Сов. писатель, 1963.

38. Фонтенель Б. Разговоры о множестве миров господина Фонтенелла, Парижской Академии наук секретаря / С французского перевел и потребными примечаниями изъяснил князь Антиох Кантемир в Москве 1730 году. СПб.: При Императорской академии наук, 1740.

39. Хольберг Л. Подземное путешествие / пер. с лат. С. Савицкого. СПб.: Тип. Сухопут. кадет. корпуса, 1762.

40. Яновский Н. Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту. СПб.: Императорская академия наук, 1804. Ч. 2.

41. Preface. Ludvig Holberg (1684–1754): Learning and Literature in the Nordic Enlightenment / ed. by K. Haakonssen and S. Olden-Jørgensen. L.; N.Y.: Routledge, Taylor & Francis Group, 2017.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх