The Ideas of Ideal and Subject: from Antiquity to Modernity

 
PIIS023620070012390-6-1
DOI10.31857/S023620070012390-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameChelovek
EditionVolume 31 Issue №5
Pages74-92
Abstract

The article shows that since ancient times, starting with the mythological ideas of Ancient Greece, there is a thought that human actions, on the one hand, are subjectively motivated, on the other hand, this does not affect the general course of events. In the end, everything turns out to be predetermined. This view can be seen as cross-cutting. He manifests himself in Christianity through the idea of the foreseeing of God. It is represented in Protestantism, where freedom in the interpretation of personal relationships with the Holy Spirit, at the same time, does not deny selectivity and clerical predestination. In modern times in ethical representations of the 17th century this is manifested in the form of a division of the subject into two levels of being: empirical being, where motivated aspirations take place and higher being, where arises the understanding that everything is predetermined and nothing can be changed. But a new one also appears. It lies in a different understanding of the ideality and in the probabilistic factor of behavior. As a methodology, modern discussions about consciousness and historians-philosophical discourse are used. The novelty lies in the fact that it is shown how the ideas of the early New Age had a radical impact on the new understanding of the ideal, which is no longer a factor in personal behavior motivation, but an attributive property of the world.

Keywordssubject, ideal, material, good, form, pleasure, reason, probability, activity, passivity
Received08.12.2020
Publication date09.12.2020
Number of characters38462
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Суть настоящей работы заключается в попытке в историко-философском плане раскрыть, как развиваются представления субъекта об идеальном и как в данной связи субъект оценивает собственные способности социального и морального характера. Рассмотрение идет по трем линиям: понимание индивидом своих возможностей в выборе разных предпочтений жизни и его размышления над личными преимуществами и недостатками такого выбора; осознание принятия решений на основе большей вероятности, в том числе использование темы вероятности в мировоззренческом плане (как средства преодоления страхов); создание представления об идеальном, которое выходит за пределы жизни индивидуального субъекта, его жизненных планов или продумывания плана реализации отдельных решений.
2 Об идеальном как способности сознания к целеполаганию, как стороне самоопределения субъекта, квалитативности образов сознания написано в настоящее время очень много. Мы тоже посвятили этому несколько статей [см., напр.: 14], поэтому теперь упомянутая тема — не предмет нашего рассмотрения. Однако следует подчеркнуть, что одной из линий рассмотрения сознания и связанного с этим пониманием идеального является попытка вынести сознательные процессы за пределы работы мозга отдельного индивида, рассмотреть его как свойство универсума в целом, которое предполагает принципиальную несводимость идеального к материальному. В.В. Васильев использует для этого термин «глобальная супервентность». Это понятие, с точки зрения исследователя, показывает, что наши квалио имеют физические корреляты — но не на локальном, а на глобальном уровне организации материи [3, с. 224–225]. Р. Пенроуз и С. Хамерофф отстаивают квантовую теорию сознания. Они придерживаются позиции, согласно которой деятельность мозга каждого отдельного индивида связана с процессами микромира, что, в частности, позволяет объяснить свободу воли через принцип неопределенности.
3 В данной статье мы стремимся показать, как философская мысль интуитивно приближалась к такому пониманию идеального, которое оказывается вынесено за пределы индивидуального сознания. Конечно, необязательно использовать для этого термин «глобальная супервентность» (хотя подобная гипотеза тоже имеет право на существование). Но ясно одно: идеальное не помещается в голове отдельного индивида хотя бы потому, что существуют культура, язык, теоретическое сознание, как часть сознания общественного, одновременно с культурными мемами, стереотипами, эвристиками и пр. Философы постепенно подходили к указанной идее одновременно с формулированием представления о том, что приспособиться к миру, понятому в идеальном смысле и интерпретированному субъектом, можно только на основе некоторых вероятностей.
4

Античность

Начнем с того, что Античность в общем-то не понимала природу идеального, хотя представления о том, что люди могут строить планы, как-то аргументировать и оправдывать свои действия, думать о добродетелях и добродетельном развитии личности, тогда, конечно, были. Однако все это еще не говорило о понимании идеального как нечто такого, что имеет собственную качественную специфику, что не может быть в той или иной степени сведено к физической природе и что связано с особым качеством и способностями субъекта деятельности. Стоит хотя бы вспомнить Демокрита, который объяснял чувственность на основе того, что от тел отделяются некоторые идолы (материальные пленки), повторяющие форму этих тел и проникающие через глазные отверстия в нашу душу. В таком наивно материалистическом объяснении отсутствует субъект в смысле понимания его деятельностной стороны, включенности идеального в субъективные ориентационные способности и необходимого для этого представления о единстве ощущений. Противник Демокрита — Платон — строит теорию мира идей и формулирует знаменитый миф о пещере. Человек, способный видеть в пещере лишь тени от проникающих туда лучей солнца, обладает лишь видимостью реального мира. Но возникает вопрос: не содержит ли такая видимость бόльшую степень идеального, чем сам мир идей, ведь эта видимость как раз и порождается особым положением субъекта?

Number of purchasers: 0, views: 132

Readers community rating: votes 0

1. Aristotel'. Metafizika: Perevody. Kommentarii. Tolkovaniya / sost. i podgotovka teksta S.I. Eremeeva. SPb.: Aletejya; Kiev: Ehl'ga, 2002.

2. Aristotel'. Nikomakhova ehtika / per. s drevnegrech. N.V. Braginskoj // Aristotel'. Sochineniya: v 4 t. / obsch. red. A.I. Dovatura. T. 4. M.: Mysl', 1983. (Filos. nasledie. T. 90).

3. Vasil'ev V.V. Trudnaya problema soznaniya. M.: Progress-Traditsiya, 2009.

4. Veber M. Protestantskaya ehtika i dukh kapitalizma / per. s nem. M. I. Levinoj // Veber M. Izbrannye proizvedeniya / sost., obsch. red. i poslesl. Yu.N. Davydova; predisl. P.P. Gajdenko. M.: Progress, 1990.

5. Gegel' G.V.F. Lektsii po ehstetike. Kniga pervaya / per. s nem. V.G. Stollnera // Gegel' G.V.F. Sochineniya: v 14 t. T. 12. M.: Gos. sots.-ehkon. izd-vo, 1938.

6. Dekart R. Rassuzhdeniya o metode / per. s fr. G.G. Slyusareva // Dekart R. Sochineniya: v 2 t. / sost., red., vstup. st. V.V. Sokolova. T. 1. M.: Mysl', 1989. (Filos. nasledie. T. 106).

7. Istoriya ehticheskikh uchenij: Uchebnik / pod red. A.A. Gusejnova. M.: Gardariki, 2003.

8. Kosareva L.M. Sotsiokul'turnyj genezis nauki Novogo vremeni. M.: Nauka, 1989.

9. Piko della Mirandola Dzh. Rech' o dostoinstve cheloveka // Ehstetika Renessansa: Antologiya: v 2 t. / sost. i nauchn. red. V.P. Shestakova. T. 1. M.: Iskusstvo, 1981.

10. Pis'ma i fragmenty Ehpikura / per. s drevnegrech. S.I. Sobolevskogo // Materialisty Drevnej Gretsii: Sobranie tekstov Geraklita, Demokrita i Ehpikura. M.: Politizdat, 1955.

11. Platon. Evtidem // Platon. Sobr. soch.: v 4 t. T. 1. M.: Mysl', 1990.

12. Platon. Fileb // Platon. Sobr. soch.: v 4 t. T. 3. M.: Mysl', 1994.

13. Poslanie Patriarkhov Vostochno-Kafolicheskoj tserkvi o pravoslavnoj vere (1723 g.) // Pravoslavnoe ispovedanie Kafolicheskoj i Apostol'skoj tserkvi Vostochnoj. M.: Sinodal'naya tipografiya 1900.

14. Razin A.V. Soznanie, svoboda voli i moral'nyj vybor // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 7: Filosofiya. 2020. № 2. S. 72–88.

15. Spinoza B. Kratkij traktat o Boge, cheloveke i ego schast'e / per. s gol. pod red. A.I. Rubina // Spinoza B. Izbrannye proizvedeniya: v 2 t. T. 1. M.: Politizdat, 1957.

16. Spinoza B. Ehtika, dokazannaya v geometricheskom poryadke / per. s lat. Ya.M. Borovskogo // Spinoza B. Izbrannye proizvedeniya. Rostov n/D: Feniks, 1998.

Система Orphus

Loading...
Up