Справедливость: добродетель или принципы?

 
Код статьиS023620070010035-5-1
DOI10.31857/S023620070010035-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник сектора этики
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, 109240 Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 31 Выпуск №3
Страницы25-44
Аннотация

Проанализировано столкновение двух подходов к определению и выражению нормативного содержания моральной ценности справедливости. Первый подход предполагает, что такое содержание следует выявлять на основе обращения к характеру человека, обладающего добродетелью справедливости. Он ярко представлен в аристотелевской концепции частной справедливости, в которой справедливым является человек, который успешно противостоит своекорыстию. Второй подход рассматривает добродетель справедливости в качестве вторичного явления по отношению к ее принципам, которые формируются за счет проекции уважения к равной ценности каждого человека на отношения людей, сотрудничающих и соперничающих друг с другом при реализации своих интересов. Для оценки релевантности указанных подходов в статье используется опыт обсуждения аристотелевской концепции частной справедливости в современной этике. К концепции были предъявлены следующие претензии: частная справедливость у Аристотеля оказывается внутренне противоречивой добродетелью, которая плохо вписывается в поиск индивидами полной и совершенной жизни; Аристотель искажает структурные основания ценности справедливости, поскольку устанавливает приоритет личности распределителя над методом и результатом распределения. Защитники аристотелевской концепции предположили, что такая критика не учитывает связь добродетели справедливости с сообществом, разделяющим некую концепцию полной и совершенной человеческой жизни (концепцию блага). Если учесть эту связь, то справедливость оказывается тождественной способности человека поддерживать такое сообщество и правильно упорядочивать свойственные для его концепции блага компоненты. Отталкиваясь от этой полемики, автор показывает, что в рамках того понимания справедливости, в котором добродетель имеет приоритет над принципами, маргинализируется универсальная честность в отношениях между людьми и искажаются устойчивые способы употребления моральной лексики. Отсюда вытекает оправданность противоположного понимания.

Ключевые словамораль, этика, справедливость, добродетель, этика добродетели, принципы, добродетель справедливости
Получено23.03.2020
Дата публикации30.06.2020
Кол-во символов35096
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1117

Оценка читателей: голосов 0

1. Аристотель Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 54–294.

2. Артемьева О.В. Трансформация понятия добродетели в британской моральной философии XVIII в. // Филос. науки. 2019. № 11(62). С. 67–83.

3. Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

4. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибир. ун-та, 1995.

5. Уильямс Б. Мораль: специфический институт // Логос. 2008. № 1(64). С. 149–173.

6. Annas J. The Morality of Happiness. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1995.

7. Broadie S. Aristotle Through Lenses from Bernard Williams // History of Philosophy: Twentieth-Century Perspectives / ed. by A. O’Hear. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2016. P. 23–35.

8. Curzer H.J. Aristotle and the Virtues. Oxford: Oxford Univ. Press, 2012.

9. Nussbaum M.C. Aristotle on Human Nature and the Foundations of Ethics // Mind, World and Ethics: Essays on the Philosophy of Bernard Williams / ed. by J.E.J. Altham, R. Harrison. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1995. P. 86–131.

10. O’Connor D.K. Aristotelian Justice as a Personal Virtue // Midwest Studies in Philosophy. 1988. Vol. 13. P. 417–427.

11. O’Connor D.K. The Aetiology of Justice // Essays on the Foundations of Aristotelian Political Science / ed. by C. Lord, D.K. O’Connor. Los Angeles: California Univ. Press, 1999. P. 136–164.

12. Price A.W. The Good Life and the Unity of the Virtues: Some Reflections upon Williams on Aristotle // Ethics Beyond the Limits: New Essays on Bernard Williams’ Ethics and the Limits of Philosophy / ed. by S.G. Chappell, M. van Ackeren. L.: Routledge, 2018. P. 72–83.

13. Schneewind J.B. The Misfortunes of Virtue // Schneewind J.B. Essays on the History of Moral Philosophy. Oxford: Oxford Univ. Press, 2010. P. 176–201.

14. Williams B. Ethics and the Limits of Philosophy. L.: Fontana Press, 1985.

15. Williams B.A.O. Justice as a Virtue // Essays on Aristotle’s Ethics / ed. by A.O. Rorty. Los Angeles: California Univ. Press, 1980. P. 189–200.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх