On Neurobiological Roots of the Relationship Between Mathematics and Literature

 
PIIS023620070009630-0-1
DOI10.31857/S023620070009630-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Saratov State Technical University
Address: 77 Politekhnicheskaya St., 410054 Saratov, Russian Federation
Affiliation: Saratov State Technical University
Address: 77 Politekhnicheskaya St., 410054 Saratov, Russian Federation
Journal nameChelovek
EditionVolume 31 Issue №2
Pages97-117
Abstract

An attempt was made to consider the phenomenon of the internal kinship of mathematics and literature from the standpoint of neurobiology was made. Based on the triune brain concept, a significant influence of emotions (limbic system or “emotional brain”) on the work of the neocortex is noted. Higher-order emotions — a sense of beauty and harmony — stimulate rational thinking and ensure overcome the “logical gap” called intuition. The location of unimodal speech zones in the left “mathematical” hemisphere provides the shortest neural connections between them and, possibly, is the neurobiological basis of the internal relationship between mathematics and literature. This paper regards letters as the art of word, belles-lettres (literature) and the science about words (philology). Mathematics, in addition to its classical definition as the science of quantitative relations and spatial forms, is understood both as the art of logical proofs and as the language of science. Mathematics and literature are considered as two pillars of culture, each being it necessary element. It is noted that outstanding mathematicians always supported the unity of mathematics and literature, and in the field of education, gave primacy to literature. The authors traces back a 300-year history of the interinfluence of mathematics and letters at Moscow University and points out that this integrative tendency aiming at unity is a distinctive feature of all Russian culture. Aesthetic and ethic wealth of poetry and mathematics is emphasized, with the focus on their communion.

Keywordsneurobiology, brain, emotions, mathematics, letters, literature, philology, education
Received09.05.2020
Publication date15.05.2020
Number of characters38519
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Проблема взаимоотношения математики и словесности является небольшой и не слишком популярной частью знаменитой проблемы «двух культур», поставленной Ч. Сноу в середине прошлого века [19] и известной в России как спор «физиков» и «лириков». Нельзя сказать, что «физики» и «лирики» 1960-х пришли к консенсусу [4], и сегодня, по прошествии полувека, быть может, стоит взглянуть на проблему с позиций стремительно развивающейся нейронауки.
2 Слово «словесность» при всей его кажущейся старомодности сохраняет в себе древнюю синкретическую традицию единства науки и искусства и понимается нами как искусство слова литература (прежде всего поэзия) и как наука о слове филология. Сегодня, в век междисциплинарности, потребность в этом полузабытом термине возрождается, о чем все чаще пишут сами филологи.
3 А.Н. Колмогоров определяет математику как науку о количественных отношениях и пространственных формах [8, c. 7]. Однако принимая во внимание неповторимость и красоту математических доказательств, можно с полным правом говорить о математике как искусстве логических доказательств. Так что «царица наук» математика не лишена свойств искусства, она так же, как и искусство слова, прорастает в науку филологию. Но перейдем к вопросу взаимодействия математики и словесности.
4

Математика и поэзия

5 Математика и поэзия — едва ли не противоположные сферы культуры. Тем не менее математики обожают поэзию и являются ее подлинными ценителями и знатоками. За примерами далеко ходить не надо. Как вспоминает М.Я. Бессараб, академик Л.Д. Ландау «был переполнен поэзией, просто шагу не мог без нее ступить» [3, с. 145]. (Заметим, любой физик-теоретик, тем более уровня Ландау, является прекрасным математиком.) Сохранился собственноручно составленный Ландау список, содержащий более полусотни стихотворений, которые он знал наизусть. Доминировали в этом списке А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, Н.С. Гумилёв, К.М. Симонов, а И.В. Гёте, Г. Гейне, Б. Брехт были представлены на родном языке [там же, с. 143–144].
6 Академик А.П. Ершов, один из основоположников теоретического и системного программирования, создатель Сибирской школы информатики не только знал и любил поэзию, но и сам писал стихи, переводил английских поэтов, прекрасно пел и играл на гитаре. Но если Ландау называл «филологией» любую научную продукцию, лишенную математических доказательств, то отношения Ершова с наукой филологией были более продуктивными. Ершов стал основоположником российской корпусной лингвистики. По его инициативе при Институте русского языка АН СССР был создан Машинный фонд русского языка, впоследствии переросший в Национальный корпус русского языка.
7 Примечательно, что математики являются не только тонкими ценителями изящной словесности, но и сами зачастую выступают маститыми литераторами. Достаточно вспомнить профессора математики Оксфордского университета Ч.Л. Доджсона (1832–1898), который под псевдонимом Льюиса Кэрролла написал знаменитую сказку «Алиса в стране чудес». Можно вспомнить и профессора математики Кембриджского университета Б. Рассела (1872–1970), начавшего научную карьеру с фундаментального трехтомного труда по математической логике «Principia Mathematica» (1910–1913) и закончившего Нобелевской премией по литературе (1950). Следует упомянуть и скромного немецкого учителя математики О. Шпенглера (1880–1936), автора двухтомного философско-художественного бестселлера «Закат Европы», и не менее скромного и великого русского учителя математики А.И. Солженицына (1918–2008), ставшего не только гордостью современной русской литературы, но и совестью современной России.

Number of purchasers: 0, views: 320

Readers community rating: votes 0

1. Aristotle. Metafizika [Metaphysics]. Aristotle. Soch.: v 4 t. [Works: in 4 vol.]. Vol. 1. Moscow: Misl’ Publ, 1975. P. 65–367.

2. Belyi A. Simvolizm: Kniga statei [Symbolism: The Book of Articles]. Moscow: Musaget Publ., 1910.

3. Bessarab M.Ya. Lev Landau: Roman-biografiya [Lev Landau: Novel-biography]. Moscow: Oktopus Publ., 2009.

4. Voloshinov A.V., Ignatova M.P. Problema “dvuh kul'tur”: ot Charl'za Snou do Il'i Prigozhina [Problem of “Two Cultures”: from Charles Snow to Ilya Prigogine]. Chelovek. 2015. N 4. P. 36–50.

5. Gasparov M.L. Sovremennyi russkii stikh: Metrika i ritmika [Modern Russian Verse: Metrics and Rhythm]. Moscow: Nauka Publ., 1974.

6. Gladkii A.V. Zachem shkole nuzhna matematika? [Why Does the School Need Math?]. Znanie-sila. 1996. N 2. P. 102–107.

7. Dubrovskii D.I. Problema soznaniya: Teoriya i kritika al'ternativnyh koncepcii [The Problem of Consciousness: Theory and Criticism of Alternative Concepts]. Moscow: LENAND Publ., 2019.

8. Kolmogorov A.N. Matematika [Mathematics]. Matematicheskii entsiklopedicheskii slovar' [Mathematical Encyclopedic Dictionary], еditor-in-chief Yu.V. Prokhorov. Moscow: Sovetskaya Entsiklopediya Publ., 1988. P. 7–38.

9. Kolmogorov A.N., Prokhorov A.V. K osnovam russkoi klassicheskoi metriki [To the Basics of Russian Classical Metrics]. Sodruzhestvo nauk i tainy tvorchestva [The Science Commonwealth and the Secrets of Creativity]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1968. P. 397–432.

10. Kutrunov V.N. Slovesnost' i matematika. Neobkhodimo vosstanovlenie bylogo edinstva [Language Arts and Mathematics. It is Necessary to Restore the Former Unity]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. N 9. P. 124–135.

11. Lotman Yu.M. Iskusstvoznanie i “tochnye metody” v sovremennykh zarubezhnykh issledovaniyakh [Art Studies and “Exact Methods” in Modern Foreign Studies]. Iskusstvometriya: Metody tochnykh nauk i semiotiki [Artmetry: Methods of Exact Sciences and Semiotics]. Moscow: LKI Publ., 2008.

12. Markov A.A. Primer statisticheskogo issledovaniya nad tekstom “Evgeniya Onegina”, illyustriruyushchii svyaz' ispytanii v tsep' [An Example of a Statistical Study of the Text “Eugene Onegin” Illustrating the Relationship of Tests in the Chain]. Izvestiya Imperatorskoi Akademii nauk. Ser. 6 [Proceedings of the Imperial Academy of Sciences. Ser. 6]. St. Petersburg, 1913. Vol. 7, Iss. 3.

13. Matematika i filologiya: Kruglyi stol, posvyashchennyi 70-letiyu rektora MGU V.A. Sadovnichego [Mathematics and Philology: Round Table Devoted to the 70th Anniversary of MSU Rector V.A. Sadovnichy]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 9. Filologiya [Moscow State University Bulletin. Ser. 9. Philology]. 2009. N 6. P. 7–43.

14. Moiseev N.N. O edinstve estestvennonauchnogo i gumanitarnogo znaniya [On the Unity of Natural Sciences and Humanities]. Chelovek. 1992. N 2. P. 5–16.

15. Penrouz R. Novyj um korolya: O komp'yuterah, myshlenii i zakonah fiziki [The Imperor’s New Mind: Concerning Computers, Minds and The Laws of Physics]. 6th ed., rev. Moscow: URSS: LENAND Publ., 2020.

16. Polani M. Lichnostnoe znanie [Personal Knowledge]. Moscow: Progress Publ., 1985.

17. Sadovnichii V.A. Razmyshleniya matematika o russkom yazyke i literature: Doklad na Vserossiiskom s"ezde uchitelei russkogo yazyka i literatury 4 iyulya 2012 goda [Reflections of Mathematician about Russian Language and Literature: Report at the all-Russian Congress of Teachers of Russian Language and literature of July 4, 2012]. Sait Vserossiiskogo s"ezda uchitelei russkogo yazyka i literatury v MGU 4-6 iyulya 2012 g. [Site of the All-Russian Congress of Teachers of Russian Language and Literature in MSU of July 4–6, 2012]. URL: http://philol.teacher.msu.ru/thesis/sadovnichiy

18. Sverdlik A.G. Kak emocii vliyayut na abstraktnoe myshlenie i pochemu matematika neveroyatno tochna. Kak ustroena kora golovnogo mozga, pochemu ee vozmozhnosti ogranicheny i kak emocii, dopolnyaya rabotu kory, pozvolyayut cheloveku sovershat' nauchnye otkrytiya [How Emotions Affect Abstract Thinking and Why Mathematics is Incredibly Accurate. How the Cerebral Cortex is Structured, Why its Capabilities are Limited and How Emotions, Complementing the Work of the Cortex, Fllow a Person to Make Scientific Discoveries]. Moscow: LENAND Publ., 2016.

19. Snow C.P. Dve kul'tury: Sbornik publicisticheskih rabot [Two Сultures: Collection of Journalistic Works]. Moscow: Progress Publ., 1973.

20. Tyutina Yu. Vek i god matematika Nikol'skogo: Interv'yu s akademikom S.M. Nikol'skim [Century and Year of Mathematician Nikol’sky]. Argumenty i fakty [Arguments and Facts]. N 19(1332). 10.05.2006. [Electronic resource]. URL: http://gazeta.aif.ru/online/aif/1332/47_01?print

21. Uspenskii V.A. Apologiya matematiki: sbornik statei [Mathematics Apology: Сollected Papers]. St. Petersburg: Amfora Publ., 2010.

22. Hardi G.H. Apologiya matematika [A Mathematician’s Apology], transl. from Ingl. by Yu.A. Danilov; foreword by C.P. Snow. Izhevsk: NITs “Regulyarnaya i khaoticheskaya dinamika” Publ., 2000.

23. Einstein A. Sobranie nauchnyh trudov: v 4 t. [Collected Scientific Works: in 4 vol.]. Vol. 4. Moscow: Nauka Publ, 1967.

24. MacLean P.D. The Triune Brain in Evolution: Role in Paleocelebral Functions. New York: Springer, 1990.

Система Orphus

Loading...
Up