Психопат как новый герой литературы постмодернизма (на примере трансформации образа гения в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы»)

 
Код статьиS023620070006463-6-1
DOI10.31857/S023620070006463-6
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирантка философского факультета
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, 119991 Москва, Ленинские горы, д.1
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 30 Выпуск №5
Страницы174-189
Аннотация

В статье исследуется обращение литературы постмодернизма к фигуре психопата на примере романа Патрика Зюскинда “Парфюмер. История одного убийцы” (1985), где осуществлено такое переосмысление гениальности, когда она предстает в форме психопатии. Личностям психопатического склада начинает отводиться все более значимое место в условиях современного мира, и, хотя психопат существовал в культуре всегда, именно писатели постмодернизма активно вводят его в свои произведения. В центре внимания П. Зюскинда находится фигура гения, важнейшая для немецкой культуры. Романтики заложили традицию осмысления гения как посредника, привносящего в мир законы Природы и направляющего развитие общества; гений — значимая точка соединения антропологической и социальной плоскостей, он может быть в одно и то же время и плодом культурной традиции, и деформирующим ее бунтарем. Сосредотачивая в тексте выработанные романтизмом черты гениальности, Зюскинд утрирует и отрицает их, трансформируя позитивный возвышенный образ гения в фигуру психопата. В силу своих особенностей именно психопат становится героем, являющим собой ответ на вызовы современности, которую постмодернизм связывает с подчинением человека обществу потребления, подменой реальности набором симулякров, стремлением социума к обезличиванию и аннигиляции человека. Моральная децентрация субъекта и отсутствие признанных авторитетов вынуждает индивида искать точку опоры в себе, актуальным становится протест личности против оказываемого на нее давления, и психопат начинает выступать как герой, способный бросить вызов миру (произведения Дж. Фаулза, Э. Берджесса, Б.И. Эллиса и др.). Стремление парфюмера построить и отстоять собственную индивидуальность происходит через утверждение набора определенных черт, характерных для психопатов — фанатичной преданности собственным интересам, успешности, жестокости, тяги к манипулированию. Так, обращаясь к гениальности как материалу для художественного переосмысления, Патрик Зюскинд использует ее для создания героя нового типа.

Ключевые словагений, гениальность, Зюскинд, «Парфюмер», постмодернизм, психопатия, психопат
Получено19.11.2019
Дата публикации20.11.2019
Кол-во символов25643
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Постмодернизм как направление мысли определяет себя крайне широко и претендует на общее теоретическое выражение сути современного искусства, социокультурных, экономических и политических явлений. Выступая в качестве проводника постиндустриального общества с переосмыслением в нем значения традиционных жизненных составляющих, постмодернизм развивает эстетику, для которой характерна утрата веры в нравственную силу культуры и рациональную природу человека, приобретающую отныне ориентацию на телесность и маргинальность; рождается интерес к девиациям, происходит эстетизация психических патологий, что позволяет постмодернистам иллюстрировать свою концепцию отказа от истины, от нормы. Интерес к разного рода отклонениям обусловлен как теоретическими принципами самого постмодернизма, так и рядом причин, имеющих социокультурный характер.
2 Произошедшие в постиндустриальном обществе экономические и социальные изменения обусловили сильнейшие перемены в духовной сфере, приведшие к переосмыслению антропологического статуса индивида и возникновению ряда проблем. Так, важнейшим свойством современной эпохи является сформировавшееся отношение к жизни и культуре через потребление. Развивая идею о первостепенной важности потребления знаков и символов (в противоположность утраченной ориентации на полезность вещей, необходимых для удовлетворения жизненных нужд), становящихся целью индивида, теоретики постмодернизма констатируют превращение разнообразных сфер человеческого существования — политической, экономической, сексуальной — в гиперреальность, где отсутствуют реальные созидательные ценности (творчество, прекрасное и т.п.), замененные бесконечным информационным полем [2; 8]. Возникает общество особого типа с деформацией многих привычных ценностных установок и поведенческих моделей, с упраздненной за ненадобностью моралью [2].
3 Отказываясь от четких бинарных оппозиций, в том числе в этической сфере, постмодернизм актуализирует проблему ценностного определения индивида, который, функционируя в пространстве бесконечно вариативных установок, вынужден осуществлять самостоятельную личностную самоидентификацию. При этом в связи с отказом от традиционного, наследуемого через поколения опыта миропонимания, человеку данной эпохи приходится полагать в качестве основы самоопределения лишь собственную личность и актуальные для нее проблемы. Как следствие идея уникальности и автономности личностной этики по отношению к социуму разрушает основополагающие понятия человеческого бытия, релятивизируя и отрицая традиционные этические категории (вопросы о добре и зле, прекрасном и безобразном), трансформируя тем самым ценностный фундамент эпохи в целом. В таком мире человек утрачивает свою индивидуальность и жизненные ориентиры, характерными чертами современного общества становятся депрессивность, деструктивность и бегство [там же].

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2666

Оценка читателей: голосов 0

1. Аймаканова А.П. Облик художника в западноевропейском романтическом искусстве: к проблеме гения // Идеи и идеалы. 2017. № 1. С. 146–158.

2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с фр. Е. А. Самарской. М.: Республика; Культурная революция, 2006.

3. Даттон К. Мудрость психопатов / пер. с англ. СПб.: Питер, 2004.

4. Зюскинд П. Парфюмер: история одного убийцы: Роман / пер. с нем. Э. Венгеровой. СПб.: Азбука Классика, 2007.

5. Ильин И.П. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998.

6. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. С. 180–193.

7. Куколик Ф., Дробилова Я. Восстание депривантов: о плохих людях, групповой глупости и завораживающей власти / Прага: Макропулос, 1996.

8. Литвинцева Г.Ю. Гиперреальность в эпоху постмодерна // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та культуры и искусств. 2011. № 2 (7). С. 43–54.

9. Фролов Г.А., Хадиуллина Р.Р. Немецкий роман о художнике в постмодернистском контексте // Ученые записки Казанского ун-та. Сер.: гуманитарные науки. 2012. Т. 154. № 2. С. 183–188.

10. Фукалов А.В. Феномен гениальности и постмодернизм // Вестн. Вятского государственного ун-та. 2017. № 2. С. 18–21.

11. Чернов С.В. Идеально-смысловой критерий гениальности // Философская школа. 2017. № 1. С. 32–43.

12. Чернов С.В. О противоречиях психопатической теории гениальности // Философская школа. 2019. № 7. С. 11–19.

13. Babiak P., Hare R.D. Snakes in Suits. When Psychopaths Go to Work. HarperCollins e-books. 2007. 355 p. https://vk.com/doc19917136_443833398 (дата обращения: 25.05.2019)

14. U.S. National Library of Medicine - The World's Largest Medical Library. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmedhealth/PMHT0024893/ (дата обращения: 29.03.18)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх