Эмоциональное развитие детей

 
Код статьиS023620070005382-7-1
DOI10.31857/S023620070005382-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий эксперт
Аффилиация: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Адрес: Российская Федерация, 101000 Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 30 Выпуск №3
Страницы96-106
Аннотация

Задача не только когнитивного, но и эмоционального развития постепенно входит в практику образования. Концепция эмоционального интеллекта во многом подталкивает к традиционной, просветительской, «знаниевой» модели обучения. Она формирует у учащихся знания о своих эмоциях, учит их дифференцировать эмоции других. Кроме того, она дополняется задачей овладения собственной эмоциональной регуляцией. Идея построения образования на субъектно-деятельностной основе, при понимании ценности целостного развития личности (включая эмоциональный аспект), подразумевает вовлечение учащихся в продуктивную деятельность с целью развития способности к саморегуляции. Саморегуляция обучения подразумевает рефлексивное овладение собственной мотивационно-эмоциональной сферой. Существует сопряженность развития внутренней мотивации, саморегуляции, эмоциональной вовлеченности и настойчивости при достижении учебных целей. Выделение в автономные курсы задач по развитию отдельных аспектов целостной личности учащихся видится тупиковым путем. Поддерживается подход, согласно которому подразумевается не введение отдельных курсов по развитию эмоционального интеллекта, а перестройка практики образования на деятельностную основу и изменение профессиональной подготовки учителя. Для этого потребуется развитие эмоционального интеллекта самого учителя; понимание им закономерностей эмоционального и социального аспектов целостного развития ребенка в онтогенезе; освоение учителем способов организации образовательной практики в рамках собственной предметности с учетом решения задачи целостного развития личности учащегося. Такая подготовка позволит решать такую задачу не в рамках автономных курсов, увеличивающих учебную нагрузку, а в ходе реализации базовых учебных курсов, эмоциональная и мотивационная вовлеченность учащихся в которые значима как для успешности обучения, так и для их личностного развития.

Ключевые словаэмоциональное развитие, мотивация и метамотивация, саморегуляция, деятельность, образование
Получено24.06.2019
Дата публикации24.06.2019
Кол-во символов15317
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1992

Оценка читателей: голосов 0

1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011.

2. Андреева И.Н. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. 2006. № 2. С. 216–223.

3. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. М.: Просвещение, 2012.

4. Брунер Дж. Культура образования. М.: Просвещение, 2006.

5. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

6. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983.

7. Глебкин В.В. Мышление и эмоции в междисциплинарной перспективе. М.: Модерн-А; Центр гуманитарных инициатив, 2010.

8. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.

9. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.

10. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971.

11. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29–36.

12. Поливанова К.Н., Вопилова И.Е., Нисская А.К. Образовательные программы для родителей: история и современные тенденции // Педагогика. 2015. № 7. С. 95–101.

13. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. С. 433–438.

14. Рубинштейн С.Л. Бытие и создание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.

15. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера–Сэловея–Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 6 (8). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.11.2018).

16. Тарабакина Л.В. Иерархическая организация эмоционального мира человека // Развитие личности. 2008. № 3. С. 18–25.

17. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 11–28.

18. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018.

19. Braver T.S., Krug M.K., Chiew K.S., Kool W. et.al. Mechanisms of motivation-cognition interaction: Challenges and opportunities // Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience. 2014. N 14. Р. 443–472.

20. Butler D., Winne P. Feedback and self-regulated learning: A theoretical synthesis // Review of Educational Research. 1995. N 65. P. 245–281.

21. Cantor N., Norem J. Defensive pessimism and stress and coping // Social Cognition. 1989. N. 7. P. 92–112.

22. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic Motivation and Self-Determination in Human Behavior. N.Y: Plenum Press, 1984.

23. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health // Canadian Psychology. 2008. Vol. 49. P. 182–185.

24. Hoffman B. Motivation for Learning and Performance. San Diego, CA: Academic Press, 2015.

25. Marsden P. Memetics & Social Contagion: Two Sides of the Same Coin? // Journal of Memetics: Evolutionary Models of Information Transmission. 1998. Vol. 2.

26. Pajares F. Motivation role of self-efficacy beliefs in self-regulated learning // D. Schunk & B. Zimmerman (Eds.). Motivation and Self-Regulated Learning: Theory, Research, and Applications. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2007. Р. 53–76.

27. Paulino P., Lopes da Silva A. Knowing How to Learn and How to Teach Motivation: Contributions From Self-Regulation of Motivation to More an Effective Learning // Procedia — Social and Behavioral Sciences. Vol. 29. 2011. P. 656–662.

28. Pintrich P. The role of goal orientation in self-regulated learning // M. Boekaerts, P. Pintrich, & M. Zeidner (Eds.). Handbook of self-regulation. San Diego, CA: Academic Press, 2000. P. 452–502.

29. Pintrich P., Wolters C., Baxter G. Assessing metacognition and self-regulated learning // G. Schraw & J. Impara (Eds.). Issues in the measurement of metacognition. Lincoln, NE: The University of Nebraska Press, 2000. P. 43–97.

30. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and Personality. 1990. Vol. 9. P. 185–211.

31. Schunk D.H., Ertmer P.A. Self-Regulation and academic learning: self-efficacy enhancing interventions // M. Boeakaerts, P.R. Pintrich, & M. Zeidner (Eds.). Handbook of self-regulation. San Diego, CA: Academic Press. 2000. Р. 631–650.

32. Schutte N.S. et al. Development and validation of a measure of emotional intelligence // Personality and Individual Differences. 1998. Vol. 25. P. 167–177.

33. Zimmerman B. Dimensions of academic self-regulation, A conceptual framework for education // D. Schunk & B. Zimmerman (Eds.). Self-regulation of learning and performance: Issues and educational applications. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1994. P. 2–21.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх