Early modern person and his/her costume in the 16–18th century engravings

 
PIIS023620070000320-9-1
DOI10.31857/S023620070000320-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
Library of the Russian Academy of Sciences (St. Petersburg)
Union of Artists of Russia
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Journal nameChelovek
EditionIssue №4
Pages125-137
Abstract

A great number of engraved images of representatives of various countries and peoples, various social strata and occupations were created during the 16–18th centuries. The main focus of artists’ attention was on the costume as the most important marker of the person’s ethnic and social belonging. The article considers the evolution of the genre of “costume” albums from the first manuscript “Book of Clothes” by M. Schwartz and some 16th century editions to the fourvolume “Collection of dresses of different nations” where almost all the clothes images, accumulated to the middle of the 18th century, were summarized. Those were types from 16th century books, V. Hollar’s engravings, illustrations from descriptions of different countries, characters from geographical atlases, drawings of contemporaries.  

Keywordscostume history editions, 16–18th century costume engravings, pictorial sources.
Received14.09.2018
Publication date03.10.2018
Number of characters32277
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Одной из определяющих характеристик эпохи Возрождения, как известно, является гуманизм, пристальное внимание к человеку — его лицу и анатомии, образованию, манере поведения и образу жизни. Внешний и внутренний мир человека становятся главными объектами внимания живописцев, скульпторов и граверов. Костюм оказывается визуальным признаком возраста, социальной и профессиональной принадлежности изображаемого, его национальности, гендерной идентичности, религиозных взглядов.
2 Первым, кто запечатлел себя и свои костюмы, был аугсбургский бухгалтер Маттеус Шварц (1497 — ок. 1574). На протяжении многих лет (1520–1560) он заказывал собственные портреты, которые составили целый сборник цветных акварельных рисунков с комментариями, известный ныне как “Klijvaidungsbüchlein”, или “Trachtenbuch” (“Книга одежд”)1. Благодаря этим изображениям известно, как выглядел и что носил Шварц с рождения2 до преклонного возраста и, соответственно, как в течение ряда десятилетий менялась мода в Германии. Вот девятнадцатилетний Шварц в черном вамсе3 с пышными рукавами, имеющими разрезы. Рисунок одной половины его обершенкельхозе4 — в горизонтальную белую и черную полоску, другой — в вертикальную; белая рубашка собрана на груди в мелкую складку. Наряд молодого человека завершают плоская черная шляпа с широкими полями и мягкая без каблуков обувь с расширенным носком. Облик Шварца в точности соответствует моде, которая получила распространение в первой трети XVI столетия и обычно связывалась с внешним видом ландскнехтов5, чьи пестрые одежды были сплошь покрыты разрезами разной длины и формы. Похожие костюмы как темных, так и ярких расцветок встречаются на нескольких портретах Шварца периода его молодости и зрелости (1520–1540 е годы). Мужчина изображен то в уличных или нарядных костюмах, то полуодетым, что позволяет лицезреть и нижние, и верхние одежды — чулки шоссы, фальтроки6, шаубе7, плащи, головные уборы и пр., — дополненные аксессуарами и украшениями разных фасонов и расцветок. Каждый рисунок точно датирован и сопровождается комментариями, когда и по какому случаю надевался изображенный наряд, который, безусловно, являлся свидетельством финансового благополучия Шварца. Любопытно, что Шварц создавал иллюстрированную историю своей жизни с рождения до преклонного возраста совершенно сознательно и даже просил сына продолжить эту работу, однако тот принял гуманное решение не изображать немощного больного старца. 1. Оригинал рукописи хранится в музее герцога А. Ульриха (Брауншвейг). Две рукописные копии 1740 года находятся во Французской Национальной библиотеке (Париж) и в Библиотеке им. Г.В. Лейбница (Ганновер). Обстоятельное исследование “Книги одежд” было опубликовано искусствоведом А. Финком в 1963 году [17]; имеются и другие исследования данной рукописи [7; 18]. В книге М.Н. Мерцаловой помещены два изображения М. Шварца, а сам источник назван “Кроильной книгой костюмов” [4].

2. Изображения Шварца в детстве (есть даже в пеленках) создавались, естественно, по его словесному описанию.

3. Верхняя одежда с открытым воротом [4, с. 525].

4. Верхняя часть штанов, подбитая ватой и конским волосом [4, с. 532].

5. Немецкие наемные пехотинцы эпохи Возрождения.

6. Юбка в складку с застежкой на боку, соединенная с лифом без рукавов или с рукавами. Носилась поверх вамса. Считалась одеждой феодалов [4, с. 538].

7. Широкая длинная или полудлинная одежда немецкой знати и богатых бюргеров, служившая выходным и парадным одеянием [4, с. 541].
3 Книга М. Шварца была рукописной. Первым же, кто опубликовал свои портреты, был выдающийся дипломат Священной Римской империи барон Сигизмунд фон Герберштейн (1486–1566). В 1560 году в Вене вышли в свет одновременно два издания: “Gratae posteritati…” (“Благодарному потомству…”, впервые опубликовано в 1558 году) [20] и “Picturaе variae quae... Sigismundum liberum baronem in Herberstain … Varias legationes obeuntem exprimunt” (“Различные картины, которые изображают… Сигизмунда Герберштейна, исполняющего различные посольства”)8 [21], посвященные описанию дипломатической деятельности автора. Оба издания содержат по шесть одинаковых гравюр, на которых барон представлен в тех одеждах, которые носил или получил в качестве дипломатических подарков: два немецких шаубе (длинное и короткое, входившие в моду в разное время); пожалованные московским князем опашень9 и две шубы; халат — дар турецкого султана. Костюмы показаны детально, включая орнамент тканей, мех, размер пуговиц, фасон обуви, и свидетельствуют о высоком статусе10 их обладателя. 8. Переводы названий книг даны по изданию “Записки о Московии” 1988 года С. Герберштейна [1].

9. Верхняя распашная одежда с длинными свободными рукавами.

10. Журнал уже обращался к теме влияния социального статуса на одежду (см.: Гурьянова М.В. Придворная мода. Статус как основное означаемое костюма // Человек. 2017. № 3). — Примеч. ред.

Price publication: 0

Number of purchasers: 0, views: 1862

Readers community rating: votes 0

1. Gerbershtejn S. Zapiski o Moskovii: [per. s lat. i nem.] / vstup. st. A.L. Khoroshkevich; primech. S.V. Dumina i dr. M.: Izd-vo MGU, 1988.

2. Zhabreva A.Eh. Neizvestnaya kollektsiya // Teoriya mody: odezhda, telo, kul'tura. M., 2012. Vyp. 23. S. 331–342.

3. Zhabreva A.Eh. Russkij kostyum v zapadnoevropejskoj gravyure XVI v.: pravda i vymysel // Stratum plus (Kishinev). 2014. № 5. C. 177–199.

4. Mertsalova M.N. Kostyum raznykh vremen i narodov: [v 4 t.]. M.: Akad. mody. 2001. T. 1.

5. A Collection of the Dresses of Different Nations, ancient and modern = Recueil des habillements de differentes nations, anciens et moderns: particularly old English dresses: after the designs of the authorities, from which the figures are taken; and some short historical remarks on the subject, to which are added the habits of the principal characters on the English stage. L.: Th. Jefferys, 1757–1772. Vol. 1–4.

6. Amman J. Im Frauenzimmer wirtvermeldt von allerley schönen Kleidungen und Trachten Frankfurt a. Main: Feyrabend, 1586.

7. Becker A. The first book of fashion: The book of clothes of Matthaus & veit Konrad Schwarz of Augsburg // Fashion style & popular culture. 2017. Vol. 4, is. 2. P. 255–258.

8. Boissard J.J. Habitus variarum orbis gentium = Habits de nations estranges = Trachten nancherley Völker des Erdskreyss. [Mecheln: Caspar Rutz, 1581].

9. Bridgtman J. The origins of dress history and Cesare Vecellio’s ‘pourtaits of attire’// Costume: the journal of the Costume society. 2010. N 44. P. 37–45.

10. Bruyn A. Omnium pene Europae, Asiae, Aphricae alque Americae gentium habitus = Habits de diverses nations de l’Europe, Asie, Afrique et Amerique. Antwerpia: A. de Bruyn, 1581.

11. Bruyn A. Omnium pene gentium imagines, ubi oris totiusque corporis a. vestium habitus, in ordinis cuiuscunque loci hominibus diligentissinè exprimuntar... / sculpsit Abrah. Bruynus his styli auxilium attalit H. Dassian. [Cologne], 1577.

12. Buonanni F. Ordinum religiosorum in ecclesia militanti catalogus, eorumque indumenta in iconibus expressa, & oblata Clementi XI. Pont. Max. Romæ: Typis Georgii Plachi, 1706–1707. Vol. 1–2.

13. Cox E.G. A reference guide to the literature of travel: including voyages, geographical descriptions, adventures, shipwrecks and expeditions: in 3 vol.Seattle: Univ. of Wash., 1935–1949.

14. Deserps F. Recueil de la diversité des habits qui sont de present usage tantes pays d’Europe, Asie, Afrique et isles sauvages / aut. de text F. Deserps. [P.]: De l’imprimerie de Richard Breton, rue S. Jaques, a l’Escrevisse d’argent, 1567.

15. Diversarum gentium armature equestris. Ubi fere Europae, Asiae atque Africae equitandi ratio propria expressa est. Abrahamus Bruynus excude, [cum praefatione H. Dammani et A. de Bruyno]. S.l., [1600?].

16. Ferriol Ch. Wahreste und neueste Abbildung des Türckischen Hofes: welche nach denen Gemählden, so M. de Ferriol, seit seiner Gesandtschafft in Constantinopel im Jahr 1707 und 1708 hat verfertigen lassen, in fünff und sechzig Kupffer Blatten gebracht worden. Nebst einer aus dem Französischen ins Teutsche übersetzten Beschreibung. Nürnberg: A.J. Felssecker, 1719.

17. Fink A. Die schwarzschen Trachtenbücher. B.: Deutscher Verein für Kunstwissenschaft, 1963.

18. Groebner V. Inside out: clothes, dissimulation, and the arts of accounting in the autobiography of Matthaus Schwarz, 1496–1574 // Representations. 1999. Is. 66. P. 100–121.

19. Habitus præcipuorum populorum tam virorum quam fæminarum singulari arte depicti. Nurmberg: Hans Weigel, 1577.

20. Herberstein S. Gratae posteritati Sigismundus Liber Baro in Herberstain, neiperget Guetenhag actions suas à puero as annum us[que] actatis suae septuagesimum quartem, brevi commentariolo notas reliquit. Viennae, Austriae: R. Hofhalter. 1560.

21. Herberstein S. Picturae variae quae generosium ac magnificum Domi. Dominum Sigismundum liberum baronem in Herberstain Neyperg et Guttenhag etc. Varias legationes obeuntem exprimunt. Viennae: R. Hofhalter. 1560.

22. Hollar W. Ornatus muliebris Anglicanus, or, The severall habits of English women: from the nobilitie to the country woman, as they are in these times. L.: P. Stent, 1640.

23. Hollar W. Theatrum Mulierum sive varietas atquedifferentia Habituum Fæminini sexus diversarum Europæ nationum hodierno tempore vulgo in ufu, a Wen ceslao Hollar, Bohemo, delineatæ & aqua forti æri sculpt. L.: H. Overton, 1644.

24. Jones A.R. “Worn in Venice and throughout Italy”: the impossible present in Cesare Vecellio’s costume books // J. of Medieval and Early Modern studies. 2009. Vol. 39, N 3. P. 511–544.

25. Jones A.R. Habits, holdings, heterologies: populations in print in a 1562 costume book // Yale French Studies. 2006. N 110: meaning and its objects: material culture in Medieval and Renaissance France. P. 92–121.

26. Kircher A. China monumentis, qua sacris qua profanes, nec non variis naturae & artis cpectculis . Amstelodami: J.F. à Waessbberge & E. Weyerstraet, 1667.

27. Nicolay N. de. Les navigations, peregrinations et voyages faicts en la Turquie par Nicolas de Nicolay seigneur d’Arfeville : en 4 livres. Anvers: par G. Silvius, 1577.

28. Nicolay N. de. Les quatre premier livres des navigations et peregrinations orientales de N. de Nicolay. Lyon: G. Roville, 1568.

29. Olearius A. Offt begehrte Beschreibung der newen Orientalischen Reise: so durch Gelegenheit einer Holsteinischen Legation an den König in Persien geschehen: Worinnen derer Orter und Lander durch welche die Reise gangen als funemblich Russland, Tatarien und Persien... Schlezwig: J. Zur Glocken, 1647.

30. Olearius A. Relation du voyage de Moscovie, Tartarie et de Perse, fait à l’occasion d’une embassade . P.: G. Clouzier, 1656.

31. Omnium fere gentium nostrae aetatis habitus, nunquam ante hac aediti. Venetiis: Ferdinando Bertelli Aeneis Typis Excudebat, 1569.

32. Pernety A.J. Histoire d’un voyage aux îles Malouines, fait en 1763 et 1764, avec ses observations sur le detroit de Magellan et sur les Patagons / par Dom Pernetty nouvelle edition refondue et augmentee d’un Discours préliminaire (par Delisle de Sales) . P.: Saillant et Nyon, 1770. Vol. 1–2.

33. Piobbici D.S. Habiti antichi ouero raccolta di figure delineate dal gran Titiano et da Cesare Vecellio . Venetia: per Combi et La Noû, 1664.

34. Recueil de cent estampes representant differentes nations du Levant = Explication des cent estampes qui representent les costumes des differentes nations du Levant: avec de nouvelles estampes de ceremonies turques qui ont aussi leurs explications. P.: Le Hay and Duchange, 1714; Jacques Collombat, 1714–1715.

35. Speed J. A prospect of the most famous parts of the world together with all the provinces, counties and shires, contained in Great Brittainesempire: (a description of the Civill warres in England, etc.) / performed by I. Speed. L.: J. Dawson, for G. Humble, 1627–1631. Pt. 1–2.

36. Speed John // The dictionary of national biography founded in 1882 by George Smith: from the earliest times to 1900 / ed. by L. Stephen and S. Lee. L., 1921–1922. Vol. 18. P. 726–728.

37. The Theatre of the Empire of Great Britaine: presenting an exact geography of England, Scotland, Ireland, etc. L.: J. Sudbury & G. Humble, 1611–1612.

38. Vecellio C. De gli habiti antichi et moderni di divers parti del Mondo. Venetia: presso Damian Zenaro, 1590.

39. Vecellio C. Habiti antichi et moderni di tutto il mondo; di nuovo accresciuti di multe figure. Vestitus antiquorum recentiorumque totius orbis, per S. Gratilianum Latine declarati. Venetia: presso Damian Zenaro, 1598.

40. Vien J. M. Caravanne du sultan a la Mecque: mascarade turque donnee a Rome par Messieurs les pensionnaires de l’Academie de France et leurs amis au Carnaval de l’annee 1748. [P.], [1749?].

Система Orphus

Loading...
Up