Концепция человеческого потенциала в творчестве Б.Г. Юдина

 
Код статьиS023620070000316-4-1
DOI10.31857/S023620070000316-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник Института философии РАН
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.
Название журналаЧеловек
ВыпускВыпуск №4
Страницы39-48
Аннотация

Статья рассказывает о разработке концепции человеческого потенциала как одной из основных линий в научном творчестве Б.Г. Юдина. Обсуждены основные положения и цели этой концепции. Описана ее апробация в реальной социальной среде (в частности, сельском поселении Парфеньевского района Костромской области). Следующим шагом было рассмотрение проблематики инновационного развития России в непосредственной связи с человеческим потенциалом студенческой молодежи, в частности, с ее реальной подготовленностью к участию в инновационной деятельности.

Ключевые словачеловеческий потенциал, региональные аспекты, инновационное развитие, студенческая молодежь.
Получено13.09.2018
Дата публикации03.10.2018
Кол-во символов26384
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Одна из заметных страниц научного творчества Бориса Григорьевича Юдина была связана с разработкой концепции человеческого потенциала. Этот проект начался более двадцати лет назад, но не потерял своей актуальности и сегодня.
2 Приведем основные положения и цели концепции человеческого потенциала: “Человеческий потенциал — понятие, номинирующее концепцию устойчивого человеческого развития, которая возникла в 90 е годы в мировой и отечественной литературе и имела цель сформировать такое интегральное представление о человеке, которое, с одной стороны, могло бы быть проработано аналитически (а значит употребляться достаточно строго) и, с другой стороны, было бы операционализируемым.” [2, с. 430] Сразу отметим, что ранее, точнее, в 1960–80 е годы, уже предлагались близкие теории с похожими целевыми ориентациями: например, концепции человеческих ресурсов, человеческого капитала, уровня жизни, качества жизни. Для своего времени они были вполне продуктивны и содержательны. Вместе с тем необходимо отметить, что первые два конструкта вольно или невольно трактовали человека с точки зрения общественного воспроизводства. Две другие, напротив, рассматривали его в основном как “субъекта потребления”. Концепция же человеческого потенциала включала в себя оба эти аспекта, будучи интегральной по отношению к другим подобным концепциям.
3

Эта интегративность [4, с. 10] была эксплицирована следующим образом: “Принятое за отправное в данной работе понятие человеческого потенциала переопределяется:

• в социально организационном горизонте — как человеческие ресурсы,

• в экономическом горизонте — как человеческий капитал,

• в социально экологическом — как жизненный потенциал (общая жизнеспособность),

• в рационально технологическом — как интеллектуальный потенциал,

• в экзистенциальном, духовном — как личностный потенциал.”

4 По предложению Бориса Григорьевича (бывшего тогда заместителем директора Института человека РАН) в 1997 году комплекс исследований, включающих разработку и практическое приложение основных положений концепции человеческого потенциала, определил одно из основных научных направлений Института человека; была создана научная группа “Человеческий потенциал”. За это время работы над темой по тематике человеческого потенциала было подготовлено несколько масштабных публикаций, в частности изданы четыре коллективные монографии [1; 3; 4; 6],
5 Одна из важных задач проводимых исследований заключалась в интеграции в мировые тренды, в частности, в разработки, проводимые в рамках Программы развития ООН (ПРООН)1. Начиная с 1990 года ПРООН публикует ежегодные “Доклады о развитии человека” по всем странам, а с 1995 года — “Доклады о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации”. В этих документах был введен некий количественный критерий — индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он был существенно более объемным, чем традиционно использующиеся при оценках общего состояния той или иной страны экономические параметры, как например, годовой среднедушевой доход. ИРЧП рассчитывался на основе трех показателей: а) индекса ожидаемой продолжительности жизни; б) индекса уровня образования, измеряемого как комбинация уровня грамотности взрослого населения (со статистическим весом в 2/3) и доли граждан в возрасте до 24 лет, обучающихся в начальных, средних и высших учебных заведениях (с весом в 1/3)2; в) уровня жизни, измеряемого на базе реального валового внутреннего продукта на душу населения. 1. ПРООН — внеструктурная организация при ООН по оказанию помощи странам участницам в создании учебных заведений, в развитии энергетических ресурсов, предоставлении консультационных и экспертных услуг, обучении специалистов, поставке оборудования и т. д.

2. Максимально возможное значение индекса было принято равным единице.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2062

Оценка читателей: голосов 0

1. Инновационное развитие России и человеческий потенциал молодежи // Под ред. Б.Г. Юдина. М.: Институт философии РАН, 2008.

2. Человек. Философско-энциклопедический словарь // под общей ред. И.Т. Фролова. М.: Наука, 2000.

3. Человеческий потенциал как критический ресурс России // под ред. Б.Г. Юдина. М.: Институт философии РАН, 2007.

4. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода // под ред. И.Т. Фролова. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

5. Человеческий потенциал Парфеньевского района Костромской области // под ред. С.М. Малкова. М.: Институт человека РАН, 2002.

6. Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерения // под ред. Б.Г. Юдина. М.: Институт человекаРАН, 2002.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх