Robotic education in Russia and abroad

 
PIIS265838870021259-7-1
DOI10.33276/S265838870021259-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Lecturer
Affiliation:
THE STATE ACADEMIC UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES (GAUGN)
Central Economics and Mathematics Institute RAS (CEMI RAS)
Address: Moscow, Nakhimovskii prospect 47
Journal nameVestnik CEMI
EditionVolume 5 Issue 3
Abstract

The article analyzes the level of robotization and the state of robotic education in different countries, their importance at the present stage of development of industry, services and other sectors of the economy. In a technological society in which robotics is actively introduced into everyday life, education should be aimed at developing the skills necessary to work with robots and intelligent automation systems. Under the sanctions imposed against Russia, the development of domestic industrial and service robots is especially important, and this requires qualified specialists and technicians.

Keywordsrobot, higher education, robotics engineer, robotics
Received06.09.2022
Publication date26.10.2022
Number of characters22319
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

Введение

2

За последние годы стремительное развитие технологий коренным образом изменило спрос и предложение в сфере производства. Центральным компонентом стратегий автоматизации в самых разных производственных секторах являются промышленные и сервисные роботы. Промышленные роботы (ПР) все больше интегрируются в автоматизированные процессы, напрямую взаимодействуя с другими машинами. Их использование уже не ограничивается только развитыми странами, а сами роботы могут работать вместе с людьми [1]. Плотность роботизации в мире (количество установленных роботов на 10 тыс. занятых в обрабатывающей промышленности) за период 2004-2020 гг. выросла более чем в 2 раза (с 60 ед. в 2004 г. до 126 ед. в 2020 г.)1. Продажи профессиональных сервисных роботов выросли на 41 % в 2020 г., что связано с повышенным спросом на них в период пандемии коронавируса [6].

1. IFR. URL: >>>> (дата обращения: 12.07.2022).
3 Рост автоматизации предъявляет новые требования к занятым на производстве, меняет их навыки. С одной стороны, для промышленных рабочих обеспечивается более безопасная и разнообразная работа, с другой – далеко не все работники соответствуют требованиям, которые предъявляют новые условия труда. Если несколько лет назад обсуждалась проблема вытеснения рабочих роботами и опасность массовой безработицы, то в настоящее время на первый план выдвигается проблема обеспечения рабочей силы навыками работы с новыми технологиями2. 2. Up-skilling today and tomorrow’s workforce for automation. URL: >>>> (дата обращения: 17.07.2022).
4 Главную роль в решении этой проблемы должно сыграть образование. Исследования показывают, что робототехника внедряется в образование ускоренными темпами, предоставляя преимущества в качестве учебного пособия, дополнительного инструмента для повышения мотивации и академической успеваемости учащихся, создавая интерактивные и привлекательные условия обучения [10]. Робототехника в образовании содействует развитию логического мышления, повышает навыки в области техники, конструкторской и изобретательской деятельности, развивает социальные и командные навыки, укрепляет знания в других науках [9].
5

Робототехника как научно-техническая дисциплина

6 Робототехника – междисциплинарная отрасль техники и науки, включающая в себя проектирование, создание, эксплуатацию и использование роботов, а также компьютерных систем, сенсорной обратной связи, управления и обработки информации. Целью робототехники является разработка интеллектуальных машин, которые могут помогать людям в их повседневной жизни и поддерживать здоровье и безопасность каждого3. Робототехника включает в себя проектирование, производство и эксплуатацию роботов. Она представляет собой специальность, сочетающую в себе несколько областей в соответствии с тремя основными частями робота4: машиностроение – создание физической системы, из которой состоит робот (двигатели и приводы, меры безопасности, то, как робот-манипулятор будет работать в производственных условиях); электротехнику – управление роботами (электронная основа робота, включая встроенные системы управления, низкоуровневое программирование схем, электрическое сопротивление и др.); компьютерное программирование – программное обеспечение и язык программирования (на современном этапе искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение). Для современного инженера-робототехника необходимо изучить несколько направлений работы. Независимо от занимаемой должности все инженеры-робототехники должны хорошо разбираться в математике, электронике и информатике; должны иметь хотя бы базовое понимание языков программирования и уметь хорошо работать в команде5. 3. Mechanical vs Robotics Engineering. URL: >>>> (дата обращения: 08.07.2022).

4. The Whys and Hows of Becoming a Robotics Engineer. URL: >>>> (дата обращения: 05.07.2022).

5. How to Become a Robotics Engineer From Scratch in 2022. URL: >>>> (дата обращения: 11.07.2022).

views: 36

Readers community rating: votes 0

1. Varshavskij A. E., Dubinina V. V. Mirovye tendentsii i napravleniya razvitiya promyshlennykh robotov // MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie). 2020. T. 11. № 3. S. 294–319. https://doi.org/10.18184/2079-4665.2020.11.3.294-319.

2. Varshavskij A.E., Dubinina V.V. Sopostavitel'nyj analiz pokazatelej i faktorov robotizatsii v Rossii i Pol'she // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. – 2021. – T. 17, № 10. – S. 1875 – 1902.

3. Varshavskij A.E., Kochetkova E.V. Analiz pokazatelej chislennosti inzhenerno-tekhnicheskikh spetsialistov v Rossii // Ehkonomicheskij analiz: teoriya i praktika. 2016. T.15. vyp. 9. S. 67-85.

4. Ermolov, I. L. Strategicheskie voprosy razvitiya rossijskoj robototekhniki / I. L. Ermolov // Innovatsii. – 2020. – № 2(256). – S. 43-46. – DOI 10.26310/2071-3010.2020.256.2.006. – EDN LGIZWW.

5. Komissina I.N. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya robototekhniki v Kitae // Problemy natsional'noj strategii. № 1 (58). 2020. S. 123-145.

6. Komkina T.A., Dubinina M.G. Analiz osobennostej razvitiya i rasprostraneniya servisnoj robototekhniki v period pandemii koronavirusa // Ehkonomicheskij analiz: teoriya i praktika. 2021. T.20. vyp.7. S. 1321-1342. https://doi.org/10.24891/ea.20.7.1321

7. Robototekhnika v Rossii: obrazovatel'nyj landshaft. Chast' 1 / D. A. Gagarina, A. S. Gagarin; Natsional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ehkonomiki», Institut obrazovaniya. — M.: NIU VShEh, 2019. — 108 s. — 200 ehkz. — (Sovremennaya analitika obrazovaniya. № 6 (27))

8. Robototekhnika v Rossii: obrazovatel'nyj landshaft. Chast' 2 / D. A. Gagarina, S. G. Kosaretskij, A. S. Gagarin, M. E. Goshin; Natsional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ehkonomiki», Institut obrazovaniya. — M.: NIU VShEh, 2019. — 96 s. — 200 ehkz. — (Sovremennaya analitika obrazovaniya. № 6 (28)).

9. Chupin D.Yu., Stupin A.A., Stupina E.E., Klassov A.B. Obrazovatel'naya robototekhnika: uchebnoe posobie. — Novosibirsk: Agentstvo «Sibprint», 2019. — 114 s.

10. Mubin, Omar & Stevens, Catherine & Shahid, Suleman & Mahmud, Abdullah & Dong, Jian-Jie. (2013). A review of the applicability of robots in education. Technology for Education and Learning. 1. 10.2316/Journal.209.2013.1.209-0015.

11. Science & Engineering Indicators : Higher Education in Science and Engineering // NSF. – URL : https://ncses.nsf.gov/pubs/nsb20223/data#table-block (дата обращения: 12.07.2022).

Система Orphus

Loading...
Up