Робототехническое образование в России и за рубежом

 
Код статьиS265838870021259-7-1
DOI10.33276/S265838870021259-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший преподаватель
Аффилиация:
Государственный академический университет гуманитарных наук
Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Москва, Нахимовский проспект, 47
Название журналаВестник ЦЭМИ
ВыпускТом 5 Выпуск 3
Аннотация

В статье анализируется уровень роботизации и состояние робототехнического образования в разных странах, их важность на современном этапе развития промышленности, сферы услуг и других отраслей экономики. В технологическом обществе, в котором робототехника активно внедряется в повседневную жизнь, образование должно быть направлено на формирование навыков, необходимых для работы с роботами и интеллектуальными системами автоматизации. В условиях введенных против России санкций развитие отечественных промышленных и сервисных роботов особенно актуально, а для этого необходимы квалифицированные специалисты и техники. 

Ключевые словаробот, высшее образование, инженер-робототехник, робототехника
Получено06.09.2022
Дата публикации26.10.2022
Кол-во символов22319
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Введение

2

За последние годы стремительное развитие технологий коренным образом изменило спрос и предложение в сфере производства. Центральным компонентом стратегий автоматизации в самых разных производственных секторах являются промышленные и сервисные роботы. Промышленные роботы (ПР) все больше интегрируются в автоматизированные процессы, напрямую взаимодействуя с другими машинами. Их использование уже не ограничивается только развитыми странами, а сами роботы могут работать вместе с людьми [1]. Плотность роботизации в мире (количество установленных роботов на 10 тыс. занятых в обрабатывающей промышленности) за период 2004-2020 гг. выросла более чем в 2 раза (с 60 ед. в 2004 г. до 126 ед. в 2020 г.)1. Продажи профессиональных сервисных роботов выросли на 41 % в 2020 г., что связано с повышенным спросом на них в период пандемии коронавируса [6].

1. IFR. URL: >>>> (дата обращения: 12.07.2022).
3 Рост автоматизации предъявляет новые требования к занятым на производстве, меняет их навыки. С одной стороны, для промышленных рабочих обеспечивается более безопасная и разнообразная работа, с другой – далеко не все работники соответствуют требованиям, которые предъявляют новые условия труда. Если несколько лет назад обсуждалась проблема вытеснения рабочих роботами и опасность массовой безработицы, то в настоящее время на первый план выдвигается проблема обеспечения рабочей силы навыками работы с новыми технологиями2. 2. Up-skilling today and tomorrow’s workforce for automation. URL: >>>> (дата обращения: 17.07.2022).
4 Главную роль в решении этой проблемы должно сыграть образование. Исследования показывают, что робототехника внедряется в образование ускоренными темпами, предоставляя преимущества в качестве учебного пособия, дополнительного инструмента для повышения мотивации и академической успеваемости учащихся, создавая интерактивные и привлекательные условия обучения [10]. Робототехника в образовании содействует развитию логического мышления, повышает навыки в области техники, конструкторской и изобретательской деятельности, развивает социальные и командные навыки, укрепляет знания в других науках [9].
5

Робототехника как научно-техническая дисциплина

6 Робототехника – междисциплинарная отрасль техники и науки, включающая в себя проектирование, создание, эксплуатацию и использование роботов, а также компьютерных систем, сенсорной обратной связи, управления и обработки информации. Целью робототехники является разработка интеллектуальных машин, которые могут помогать людям в их повседневной жизни и поддерживать здоровье и безопасность каждого3. Робототехника включает в себя проектирование, производство и эксплуатацию роботов. Она представляет собой специальность, сочетающую в себе несколько областей в соответствии с тремя основными частями робота4: машиностроение – создание физической системы, из которой состоит робот (двигатели и приводы, меры безопасности, то, как робот-манипулятор будет работать в производственных условиях); электротехнику – управление роботами (электронная основа робота, включая встроенные системы управления, низкоуровневое программирование схем, электрическое сопротивление и др.); компьютерное программирование – программное обеспечение и язык программирования (на современном этапе искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение). Для современного инженера-робототехника необходимо изучить несколько направлений работы. Независимо от занимаемой должности все инженеры-робототехники должны хорошо разбираться в математике, электронике и информатике; должны иметь хотя бы базовое понимание языков программирования и уметь хорошо работать в команде5. 3. Mechanical vs Robotics Engineering. URL: >>>> (дата обращения: 08.07.2022).

4. The Whys and Hows of Becoming a Robotics Engineer. URL: >>>> (дата обращения: 05.07.2022).

5. How to Become a Robotics Engineer From Scratch in 2022. URL: >>>> (дата обращения: 11.07.2022).

всего просмотров: 35

Оценка читателей: голосов 0

1. Варшавский, А. Е. Мировые тенденции и направления развития промышленных роботов / А. Е. Варшавский, В. В. Дубинина // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2020. – Т. 11, № 3. – С. 294-319. – URL : https://www.mir-nayka.com/jour/article/view/1062/895 (дата обращения: 17.07.2022).

2. Варшавский, А. Е. Сопоставительный анализ показателей и факторов роботизации в России и Польше / А. Е. Варшавский, В. В. Дубинина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2021. – Т. 17, № 10. – С. 1875-1902.

3. Варшавский, А. Е. Анализ показателей численности инженерно-технических специалистов в России / А. Е. Варшавский, Е. В. Кочеткова // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – Т.15, вып. 9. – С. 67-85.

4. Ермолов, И. Л. Стратегические вопросы развития российской робототехники / И. Л. Ермолов // Инновации. – 2020. – № 2(256). – С. 43-46.

5. Комиссина, И. Н. Современное состояние и перспективы развития робототехники в Китае / И. Н. Комиссина // Проблемы национальной стратегии. – 2020. – № 1 (58). – С. 123-145. – URL: https://riss.ru/journal/58/ (дата обращения: 16.07.2022).

6. Комкина, Т. А. Анализ особенностей развития и распространения сервисной робототехники в период пандемии коронавируса / Т. А. Комкина, М. Г. Дубинина // Экономический анализ: теория и практика. – 2021. – Т.20, вып.7. – С. 1321-1342.

7. Робототехника в России: образовательный ландшафт. Часть 1 / Д. А. Гагарина, А. С. Гагарин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 108 с. – 200 экз. – (Современная аналитика образования. № 6 (27)).

8. Робототехника в России: образовательный ландшафт. Часть 2 / Д. А. Гагарина, С. Г. Косарецкий, А. С. Гагарин, М. Е. Гошин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 96 с. – 200 экз. – (Современная аналитика образования. № 6 (28)).

9. Чупин, Д. Ю. Образовательная робототехника: учебное пособие / Д. Ю. Чупин, А. А. Ступин, Е. Е. Ступина, А. Б. Классов. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2019. – 114 с.

10. Mubin, Omar. A review of the applicability of robots in education / Omar Mubin, Catherine Stevens, Suleman Shahid [et al.] // Technology for Education and Learning. – 2013. – URL : https://www.researchgate.net/publication/251237835_A_review_of_the_applicability_of_robots_in_education (дата обращения: 17.07.2022).

11. Science & Engineering Indicators : Higher Education in Science and Engineering // NSF. – URL : https://ncses.nsf.gov/pubs/nsb20223/data#table-block (дата обращения: 12.07.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх