Мусульманское право в Индии: попытки пересмотра и модернизации

 
Код статьиS032150750005572-1-1
DOI10.31857/S032150750005572-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант
Аффилиация:
Институт стран Азии и Африки
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаАзия и Африка сегодня
ВыпускВыпуск №7
Страницы68-73
Аннотация

Мусульманское семейное право в Индии нередко становится предметом споров среди представителей разных религий. Сложная юридическая система и отсутствие единого гражданского законодательства существенно ограничивают права индийских мусульманок. Мусульманские женские организации борются за повышение статуса женщин общины, а также стремятся пересмотреть ряд положений мусульманского права. Движение мусульманок Индии (Bharatiya Muslim Mahila Andolan) уже несколько лет работает над модернизированным сводом семейных законов.

 

Ключевые словаИндия, единое гражданское законодательство, мусульманское право, мусульманская община, права мусульманок
Получено31.07.2019
Дата публикации07.08.2019
Кол-во символов21893
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Мусульмане составляют самое крупное религиозное меньшинство Индии: по данным официальной переписи, проводившейся в 2011 г., в стране проживает 172,2 млн последователей ислама, что составляет около 15% от общей численности населения страны1. 1. Индуизм исповедует 80% населения Индии, христианство – 2,3%, сикхизм – 1,7%, буддизм – 0,7%, джайнизм – 0,4% (прим. авт.).
2 Мусульман можно встретить во всех индийских штатах. Наиболее высока их доля в Джамму и Кашмире (68,3% жителей штата), Уттар-Прадеше (19,3%; в этом штате проживает более 22% всех мусульман страны), Западной Бенгалии (27%), Бихаре (16,8%), в Керале (26,5%). В то же время в Панджабе, Сиккиме, Мизораме и Аруначал-Прадеше последователей ислама совсем немного (менее 2%). Уровень жизни мусульман, проживающих в разных частях страны, также неодинаков, хотя в целом (за небольшими исключениями) они представляют собой крайне бедную категорию населения.
3 Группы индийских мусульман исторически формировались по-разному; с этнолингвистической и социокультурной точек зрения? они заметно отличаются друг от друга. Поэтому понятие «община» применительно к мусульманам Индии используется весьма условно: они не составляют единого целого и слабо идентифицируют себя с «общеиндийским» мусульманским сообществом, а потому не могут уверенно отстаивать свои интересы на национальном (а нередко – и на региональном) уровне. Кроме того, в мусульманской среде Индии представлены разные богословские школы – деобанди, барелви, салафиты2 и др. Соперничество между их лидерами, возглавляющими различные исламские движения, приводит к отсутствию согласия по вопросам мусульманского семейного права3, что затрудняет реформирование устаревшей системы законов. 2. Последователи т.н. деобандской школы основали Дар-ул-улум (букв. «обитель знания») в Деобанде в 1866 г. Множество медресе в Южной Азии, как и за ее пределами, принадлежат к деобандской школе. Сторонники этого движения строго следуют предписаниям шариата и критически относятся к нововведениям. В противовес школе деобанди была основана школа барелви, для которой характерен синтез шариата с суфийскими практиками. Около 20% индийских мусульман относят себя к последователям деобанди, в то время как примерно 75% – к школе барелви. Лишь около 5% мусульман принадлежат к салафитским направлениям ислама, борющимся за очищение ислама и возвращение к его истокам (прим. авт.).

3. В Индии нет единого свода гражданских законов. Исторически в стране сложилось представление о том, что семейные законы относятся к сфере религии, а потому за их модернизацию ответственны сами члены общин. Христианское право и частные права парсов были кодифицированы ещё в XIX в., индусское право было реформировано правительством в 1950-е гг. XX столетия. Мусульманские законы не пересмотрены и не кодифицированы до сих пор (прим. авт.).
4 Мусульманское семейное право представляет собой свод религиозных законов, касающихся, прежде всего, вопросов наследования и бракоразводного процесса. В отличие от индусских общинных законов, кодифицированных в Индии в ХХ в. [1], право личного статуса практически не пересматривалось; оно трактуется по-разному в зависимости от юридической школы, региона и ряда других факторов. В то же время в Индии остается актуальным вопрос о необходимости трансформации или модернизации гражданского законодательства и формирования единого свода законов – общего для всех религиозных групп.
5 Несмотря на то, что в поликонфессиональном обществе групповые права являются необходимым элементом, нередки ситуации, когда индивидуальные права могут ущемляться в угоду интересам отдельных групп. В Индии государство было вынуждено делегировать некоторым религиознообщинным структурам юридические полномочия, объективно подкрепляя тем самым власть небольшой прослойки их духовных лидеров.
6 Индийские мусульмане оказываются расколотыми ещё на как минимум две группы — по гендерному признаку – во многом из-за отсутствия единого свода законов, принимаемого всеми членами общины, а также из-за доминирования консервативного уклада жизни и образа мысли, поддерживаемого духовной элитой [2, p. 2118]. В частности, право мусульманок, как и всех граждан Индии, на равенство перед законом – безотносительно пола и религиозной принадлежности (ст. 14 Конституции) – в большинстве случаев попирается правом исламских духовных авторитетов устанавливать порядок бракоразводного процесса на основе устаревших норм [2, p. 2123].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 294

Оценка читателей: голосов 0

1. Крашенинникова Н.А. Индусское право. История и современность. М., МГУ, 1982. (Krasheninnikova N.A. 1982. Hindu Law. History and Modernity. M.) (In Russ.)

2. Harel-Shalev A. Gendering ethnic conflicts: minority women in divided societies – the case of Muslim women in India // Ethnic and Racial Studies, 40:12, 2017. Pp. 2115-2134.

3. The Constitution of India. Ministry of Law and Justice, Government of India – http://www.legislative.gov.in/sites/default/files/coi-4March2016.pdf (accessed 21.12.2018)

4. Harel-Shalev A. Policy Analysis beyond Personal Law: Muslim Women’s Rights in India // Politics & Policy, June 2013. Pp. 384-419.

5. Jacobsohn J.G. The Wheel of Law. Princeton, NJ: Princeton, University Press, 2003.

6. Muslim Personal Law (Shariat) Application Act, 1937, Ministry of Law – http://bdlaws.minlaw.gov.bd/print_sections_all.php?id=173 (accessed 22.12.2018)

7. The Dissolution of Muslim Marriages Act, 1939 – http://chdslsa.gov.in/right_menu/act/pdf/muslim.pdf (accessed 22.12.2018)

8. The Muslim Women (Protection of Rights on Divorce) Act, 1986 – https://f-origin.hypotheses.org/wpcontent/blogs.dir/539/files/2012/06/muslim-women-protectn-of-rts-on-divorce-act-1986.pdf (accessed 22.12.2018)

9. India’s Code of Criminal Procedure (CrPC), 1973, Ministry of Railways – http://www.icf.indianrailways.gov.in/uploads/files/CrPC.pdf (accessed 22.12.2018)

10. Niaz N.S., Soman Z. Muslim Women’s Views on Muslim Personal Law // Economic & Political Weekly/ Vol. 50. Issue No. 51. December 2015 – https://bmmaindia.com (accessed 22.12.2018)

11. Hasan Z. Gender, Religion and Democratic Politics in India // Third World Quarterly. Vol. 31, 2010, № 6. Pp. 939-954.

12. Muslim women want codification of Muslim family law and not UCC. BMMAIndia – https://bmmaindia.com (accessed 23.12.2018)

13. The Special Marriage Act, 1954. Ministry of Law and Justice, Government of India – http://lawmin.nic.in/ld/PACT/1954/A1954-43.pdf (accessed 23.12.2018)

14. Soman Z. Bharatiya Muslim Mahila Andolan seeks comments of concerned citizens on the draft of the proposed Muslim Family Law, September 8, 2017 – https://bmmaindia.com/2017/09/08/bharatiya-muslim-mahila-andolan-seeks-comments-ofconcerned-citizens-on-the-draft-of-the-proposed-muslim-family-law/ (accessed 25.12.2018)

15. Rudd J. Dowry-murder: An Example of Violence against Women // Ghadially R. (ed.) Urban women in contemporary India. Sage Publications India Pvt Ltd, 2007.

16. Dowry Prohibition Act, 1961 (Act No. 28 of 1961) – http://wcd.nic.in/act/dowry-prohibition-act-1961 (accessed 09.01.2019)

17. Menon N. Seeing like a feminist. New Delhi, India, 2012.

18. Section 406 in The Indian Penal Code – https://indiankanoon.org/doc/988620/ (accessed 11.01.2019)

19. Section 498A in The Indian Penal Code – https://indiankanoon.org/doc/538436/ (accessed 11.01.2019)

20. Protection of Women from Domestic Violence Act, 2005 – http://ncw.nic.in/acts/TheProtectionofWomenfromDomesticViolenceAct2005.pdf (accessed 11.01.2019)

21. Vatuk S. Muslim Women and Personal Law // Hasan Z. (ed.), Menon R. (ed.) In a Minority. Essays on Muslim Women in India. Oxford University Press, 2005.

22. Knowing Our Rights: Women, family, laws and customs in the Muslim world. The Russell Press, Nottingham, UK, 2006.

23. Старикова М.Н. «Тройной талак» в Индии: за или против? О правах мусульманок при разводе // Азия и Африка сегодня. 2018, № 8, с. 73-77. (Starikova M.N. 2018. Triple Talaq in India: In Favour or against? On the Protection of Muslim Women’s Rights During Divorce // Asia and Africa Today. № 8) (In Russ.)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх