Помощь развитию центральной Азии как внешнеполитический инструмент

 
Код статьиS013122270000625-8-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 62 Выпуск №7
Страницы105-114
Аннотация

В данной публикации представлены результаты семинара, посвященного помощи ряда зарубежных доноров странам Центральной Азии. Рассмотрены примеры США, ЕС, Германии, Великобритании, стран Северной Европы, Турции, Китая, Японии, Южной Кореи. Показано, как к “традиционным” донорам, для которых рассматриваемый регион имеет периферийное значение, добавляются “новые”. Деятельность “новых” доноров менее прозрачна и более противоречива, но, вероятно, именно с ними может быть связан приток международной помощи в регион в будущем. Особое внимание уделено значению помощи развитию как инструмента внешней политики рассматриваемых стран.

Ключевые словасодействие международному развитию, официальная помощь развитию, Центральная Азия, техническое содействие, программы, приоритетные области и национальные особенности помощи
Источник финансированияПубликация подготовлена в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-07-00061а “Содействие международному развитию как инструмент внешней политики: опыт зарубежных стран”) в ИМЭМО РАН
Получено19.08.2018
Дата публикации24.08.2018
Кол-во символов34813
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Объемы, динамика, приоритетные направления (Бартенев В.И.)

Страны Центральной Азии (ЦА) существенно отличаются друг от друга по структуре экономики и базовым индикаторам социально-экономического развития (табл. 1). Степень зависимости этих стран от средств, поступающих извне в виде инвестиций, помощи или же денежных переводов, также различна (табл. 2). Киргизия и Таджикистан входят в пятерку стран с самым высоким показателем объема денежных переводов в расчете к ВВП (более 25%). Относительные объемы внешней помощи, оказываемой этим странам (в расчете к ВВП), – соответственно 12.0 и 4.5%, в остальных странах ЦА этот показатель не превышает 0.7%, то есть внешняя помощь не играет серьезной роли в финансировании развития.

2 Анализ содействия международному развитию государств ЦА затруднен особенностями статистического учета данных. Здесь активно действуют не только доноры, представленные в Комитете содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития (КСР ОЭСР), пользующиеся едиными стандартами отчетности, но и “новые” доноры – арабские страны, государства БРИКС, Турция, Иран и ряд других. Так, если по данным ОЭСР, крупнейшим донором Таджикистана являются Соединенные Штаты, то по сведениям официальных властей Республики Таджикистан с большим отрывом лидирует Китай [1, с. 19]. В то же время в таджикских данных никак не фигурирует Казахстан, который, согласно ОЭСР, все последние годы выделял помощь Таджикистану (причем существенную), а также Республика Корея.
3 На протяжении многих лет помощь от членов КСР ОЭСР превосходила помощь от других групп доноров, причем в 2000–2010 гг. на нее приходилось от 50 до 72% (в первые годы после терактов 11 сентября 2001 г.). Однако в последние пять лет этот показатель снизился до 35–40%, а в 2015 г. и вовсе составил 30.8%. На этом фоне доля “новых” доноров выросла за 15 лет с 8.0 до 26.5%, причем за последние пять лет этот показатель почти удвоился (с 14 до 26.5%). Что касается помощи от многосторонних институтов, то в первой половине 2000-х годов она составляла почти 20%, но в последние годы достигла уже 40%.
4 В абсолютных цифрах объемы помощи государствам ЦА за четверть века их независимости выросли на порядок. В 1990-е годы они увеличились в 15 раз: с 31.2 млн долл. в 1992 г. до 455 млн в 2000 г., после чего рост продолжался, но уже существенно меньшими темпами. Мощным стимулом к наращиванию объемов помощи региону послужили теракты 11 сентября 2001 г. и военная операция в Афганистане. Сопредельным с ним странам ключевые мировые доноры стали уделять повышенное внимание. На 2002 г. пришелся один из самых заметных скачков – 35% по отношению к предыдущему году. Пиковые значения были достигнуты в годы мирового финансового экономического кризиса: 880 млн долл. в 2008 г. и 865 млн в 2009 г. – регион в эти годы получил большие дополнительные объемы помощи для минимизации последствий кризиса. В текущем десятилетии, напротив, произошло значительное снижение объемов помощи для ЦА, которые в последние пять лет остаются в диапазоне 540–690 млн долл. в год. В общемировом масштабе эти цифры весьма невелики: регион в целом получает минимум в три раза меньше средств, чем любое государство из первой десятки реципиентов, и в шесть раз меньше, чем соседний Афганистан.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 2085

Оценка читателей: голосов 0

1. Государственный комитет по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан. Отчет о внешней помощи 2015.Душанбе, 2016. [Tajikistan State Committee on Investments and Management of State Property. Report on Foreign Aid 2015. Dushanbe, 2016 (In Russ.)] Available at: http://amcu.gki.tj/index.php?option=com_content&task=view&id=153&Itemid=215 (accessed: 08.01.2017).

2. The World Bank Open Data. Available at: https://data.worldbank.org (accessed 10.11.2017).

3. United Nations Development Programme. Human Development Data (1990–2015). Available at: http://hdr.undp.org/en/data (accessed 13.11.2017).

4. Fund for Peace. Fragile States Index.Available at: http://fundforpeace.org/fsi/ (accessed 19.11.2017).

5. UN Office on Drug and Crime (UNODC) Statistics. Available at: https://www.unodc.org/unodc/en/data-and-analysis/statistics.html (accessed 10.11.2017).

6. Organization for Economic Cooperation and Development. OECD.Stat. Available at: http://stats.oecd.org/index.aspx (accessed 14.11.2017).

7. The EU and Central Asia: Strategy for a New Partnership. Available at: http://aei.pitt.edu/38858/ (accessed 11.12.2017).

8. Walker A. The United Kingdom and Central Asia. Available at: http://fride.org/download/PB3_UK.pdf (accessed: 08.01.2017).

9. Сергеев В.М., Казанцев А.А., Бартенев В.И. Содействие развитию государств Центральной Азии: стратегические горизонты российского участия: рабочая тетрадь. Москва, Российский совет по международным делам, 2013. [Sergeev V.M., Kazantsev A.A., Bartenev V.I. Sodeistvie razvitiyu gosudarstv Tsentral'noi Azii: strategicheskie gorizonty rossiiskogo uchastiya: rabochaya tetrad'. Moskva, Rossiiskii sovet po mezhdunarodnym delam, 2013 [DevelopmentAssistancetoCentralAsianstates: strategichorizonsforRussia’sparticipation: Working Paper]. Moscow, Russian International Affairs Council, 2013.]

10. Krumm R. Zentralasien Kampf um Macht, Energie und Menschenrechte (Kompass 2020). Available at: http://library.fes.de/pdf-files/iez/04259.pdf (accessed 11.12.2017).

11. Zentralasienkonzept der Bundesregierung, 2002. Available at: www.bpb.de/system/files/pdf/DPYKUZ.pdf (accessed 08.01.2017).

12. Asien-Konzept, 2001. Available at: www.bpb.de/system/files/pdf/DD0QRB.pdf (accessed 08.01.2017).

13. Zentralasienkonzept. (Berlin), BMZ, Referat Entwicklungspolitische Informations- und Bildungsarbeit, 2005. 11 S.

14. Deutschland und Zentralasien, 2010. Available at: https://www.auswaertiges-amt.de/cae/servlet/contentblob/347910/publicationFile/4030/Zentralasienstrategie.pdf (accessed 11.11.2017).

15. Lipiainen T. Finland and Central Asia. Available at: http://www.eucentralasia.eu/uploads/tx_icticontent/National-PB10-FN.pdf (accessed 10.11.2017).

16. Finland’s Development Cooperation in Eastern Europe and Central Asia, 2014–2017. Wider Europe Initiative. Available at: http://formin.finland.fi/public/download.aspx?ID=127181&GUID=%7BF83ADC6D-999F-4EB5-BB67-7F1B8B17D66D%7D (accessed 10.11.2017).

17. Joensson J. Sweden and Central Asia. Available at: http://www.eucentralasia.eu/uploads/tx_icticontent/National-PB15-SW.pdf (accessed 10.11.2017).

18. Openaid.se. Available at: http://openaid.se/aid/2016/ (accessed 10.11.2017).

19. Norwegian Aid Statistics. Norad – Norwegian Agency for Development Cooperation. Available at: https://www.norad.no/en/front/toolspublications/norwegian-aid-statistics/?tab=geo (accessed 10.11.2017).

20. Карымшаков К., Богатырев В., Турдубаева Э. Роль и восприятие Турции в Кыргызстане. Бишкек, Фонд им. Фридриха Эберта в Кыргызской Республике, 2012. [Karymshakov K., Bogatyrev V., Turdubaeva E. Rol' i vospriyatie Turtsii v Kyrgyzstane [TheRoleandPerceptionofTurkeyinKyrgyzstan].Bishkek, Friedrich Ebert Stiftung in Kyrgyzstan. Bishkek, 2012.]

21. Turkey in Central Asia: Turkic Togetherness. The Diplomat, 28.11.2014. Available at: http://thediplomat.com/2014/11/turkey-in-central-asia-turkic-togetherness (accessed 05.11.2017).

22. Wolf C., Wang X., Warner E. China’s Foreign Aid and Government-Sponsored Investment Activities. Available at: http://www.rand.org/pubs/research_reports/RR118.html (accessed 15.11.2017).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх