On the issue of measures stimulating the improvement of the quality of scientific research in Russia

 
PIIS207751800006637-9-1
DOI10.18254/S207751800006637-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Center for strategic and interdisciplinary research of the Ufa Federal Research Center RAS
Address: Russian Federation, Ufa
Journal nameArtificial Societies
Edition
Abstract

 

The article is devoted to the study of the problem of reducing the quality of publication activity in the Russian academic environment. The specificity of the problem is that the growth of scientific publications observed in recent years is not accompanied by an increase in their quality, but is the result of imitation of scientific activity. The article examines the causes of this problem. The author concludes that the tools currently existing in Russia to combat low-quality scientific publications are not capable of solving this problem radically. The necessity of introducing a model of forced horizontal migration in the academic environment as an instrument for improving the quality of training of scientific and pedagogical personnel, improving the quality of education and the level of scientific research is substantiated.

Keywordspublication activity, academic environment, horizontal migration, institutions
Received03.09.2019
Publication date10.09.2019
Number of characters26126
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

В связи с технологическим отставанием России от развитых стран руководство страны последние два десятилетия предпринимает меры по интеграции российской науки в мировое научное пространство и повышению уровня отечественных научных исследований до мирового. В частности, ставятся задачи увеличения доли публикаций российских исследователей в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science; вхождение не менее 5 российских вузов в топ-100 ведущих вузов мира. В числе крупных мероприятий надо отметить процессы создания федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, реализация проекта «5-100» [7, 8].

2 Также, Министерство науки и высшего образования РФ проводит ежегодный мониторинг эффективности вузов, мониторинг результативности деятельности научных организаций, предусматривающий, в частности, оценку публикационной активности ученых в российских и международных изданиях, индексируемых в Web of Science (WoS), Scopus, Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), по результатам которых формируются организационные мероприятия, вплоть до закрытия исследовательского института или вуза.
3 Таким образом, государство применяет административные меры по принуждению университетов, исследовательских институтов РАН осуществлять ту деятельность, которую по внутренним, сложившимся неформальным институтам (менталитету, традициям) эти учреждения не осуществляют. В течение десятилетий среди ученых страны сложились традиции, согласно которым они идут по пути наименьшего сопротивления: публикуют свои работы в «своих изданиях» (зачастую это были сборники трудов лаборатории или института, не известные широкой научной общественности), защищают диссертации в «своих» диссоветах. Собственно, эти традиции, совершенно логичные в рамках командно-административной системы управления СССР и направленные на исключение конкуренции, привели к нарастанию технологического отставания страны от мира.
4

В условиях действия неформальных институтов, снижающих эффективность научной деятельности, подготовки кадров, применение административных рычагов со стороны министерства представляется логичным: длительное административное принуждение к повышению качества публикационной активности постепенно должно сформировать новые и эффективные неформальные институты (традиции, нормы) [6, 13, 15].

5 В этой статье мы хотели бы обсудить еще один институт принуждения, который, на наш взгляд, может способствовать повышению качества образовательной и научно-исследовательской деятельности – это институт (правило, традиция) горизонтальной мобильности научных и научно-педагогических кадров, а также выпускников бакалавриата и магистратуры. Под горизонтальной мобильностью в научно-образовательной среде в этой статье мы имеем ввиду перемещение людей из одной организации в другую, при том, что обе организации относятся к сфере науки и высшего образования. К примеру, выпускник бакалавриата одного вуза поступает в магистратуру другого вуза, или выпускник магистратуры поступает в аспирантуру другого вуза или в НИИ РАН, или же аспирант, окончивший аспирантуру и защитивший диссертацию в одном вузе, трудоустраивается на работу в другую организацию.

views: 539

Readers community rating: votes 0

1. Abramov V. I. Opyt primeneniya agent-orientirovannogo podkhoda k modelirovaniyu protsessov v oblasti migratsionnoj politiki // Iskusstvennye obschestva. 2019, T. 14, Vypusk 2 URL: https://artsoc.jes.su/s207751800005912-2-1/

2. Andreev A.I. Vnutrennyaya i vneshnyaya migratsiya nauchnykh kadrov kak problema v razvitii strany // Ehkonomika i upravlenie: problemy, resheniya. 2017, T. 1, № 3. S. 120-130.

3. Babaeva P.A. Nauchnye podkhody k issledovaniyu fenomena intellektual'noj migratsii // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2013, № 1 (30). S. 243-248.

4. Gde iskat' kadry i kak ikh gotovit'? URL: http://deloros74.ru/news/148-gde-iskat-kadry-i-kak-ikh-gotovit.html

5. Dus' Yu.P. Osnovnye problemy sovremennoj migratsii nauchnykh kadrov // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnyj biznes. 2005, № 2. S. 5-11.

6. Zul'karnaj I.U. Matematicheskaya model' ogranichennoj ratsional'nosti. Ufa: ISEhI UNTs RAN, 2006. 166 s.

7. Zul'karnaj I.U. Nauchnye osnovaniya razmescheniya sistemoobrazuyuschikh vuzov po territorii strany // Doklady Bashkirskogo universiteta. 2017, T. 2, № 5. S. 741-745.

8. Zul'karnaj I.U. Ob optimal'nom razmere vuzov dlya povysheniya urovnya rossijskoj sistemy vysshego obrazovaniya // Vestnik BIST (Bashkirskogo instituta sotsial'nykh tekhnologij). 2017, № 4 (37). S. 45-53.

9. Kak najti rabotu v universitete v SShA ili Kanade? URL: https://silent-hussar.livejournal.com/10272.html

10. Koksharov V.A., Agarkov V.A. Mezhdunarodnaya nauchnaya migratsiya: progress ili ugroza nauchno-tekhnicheskoj bezopasnosti Rossii // Ehkonomika regiona. 2018, T.14, Vyp. 1. S. 243-252.

11. Mezhsektoral'naya mobil'nost' nauchnykh kadrov / Otv. red. – I.G. Dezhina – M.: IMEhMO RAN, 2015. 127 s.

12. Nikolaevich S.A. Istoriya Rossii s drevnejshikh vremen do nashikh dnej. M.: AST. 2017. 1744 s.

13. Nort D. Instituty, institutsional'nye izmeneniya i funktsionirovanie ehkonomiki. M.: Fond ehkonomicheskoj knigi «NAChALA». 1997. 180 s.

14. Plutova M.I. Intellektual'naya migratsiya kak osnovnoj faktor snizheniya nauchno-obrazovatel'nogo potentsiala strany // Upravlenets. 2010, № 9-10 (13-14). S. 14-20.

15. Polterovich V.M. Ehlementy teorii reform. M. 2007. 447 s.

16. Portal aspirantov i doktorantov. URL: http://phdru.com/work/uchenie-isledovateli/

17. Roschina Ya.M., Yudkevich M.M. Faktory issledovatel'skoj deyatel'nosti prepodavatelej vuzov: politika administratsii, kontraktnaya nepolnota ili vliyanie sredy? // Voprosy obrazovaniya. 2009, № 3. S. 203–228.

18. Savinkov V.I. Migratsiya nauchno-pedagogicheskikh kadrov kak faktor oslableniya intellektual'nogo potentsiala strany // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. 2011, № 1 (15). S. 24-33.

19. Chernova V.Yu. Rol' mezhdunarodnogo nauchno-tekhnicheskogo sotrudnichestva v formirovanii tendentsij migratsii nauchnykh kadrov // Azimut nauchnykh issledovanij: ehkonomika i upravlenie. 2018, T. 7, № 1 (22). S. 257-260.

20. Shmatko N.A. Volkova G.A. Mobil'nost' i kar'ernye perspektivy issledovatelej na rynke truda // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017. №1. S. 35-46.

21. Ehksperty otsenili akademicheskuyu mobil'nost' rossijskikh uchenykh URL: https://issek.hse.ru/press/184587269.html

22. Faculty listed alphabetically. URL: https://history.wisc.edu/people-main/faculty-listed-alphabetically/

Система Orphus

Loading...
Up