Модель принудительной горизонтальной миграции профессорско-преподавательского состава университетов и выпускников вузов как инструмент повышения качества обучения и уровня научных исследований

 
Код статьиS207751800006637-9-1
DOI10.18254/S207751800006637-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Центр стратегических и междисциплинарных исследований Уфимского федерального исследовательского центра РАН
Адрес: Российская Федерация, Уфа
Название журналаИскусственные общества
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемы снижения качества публикационной деятельности в российской академической среде. Специфичность проблемы в том, что наблюдаемый в последние годы рост научных публикаций не сопровождается должным ростом их качества, а зачастую является результатом имитации научной деятельности. В статье изучены причины данной проблемы. Автор заключает, что существующие в настоящее время в России инструменты по борьбе с низкокачественными научными публикациями, не способны в корне решить эту проблему. Обосновывается необходимость внедрения модели принудительной горизонтальной миграции в академической среде как инструмента повышения качества подготовки научных и педагогических кадров, повышения качества обучения и уровня научных исследований.

Ключевые словапубликационная активность, академическая среда, горизонтальная миграция, институты
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках выполнения НИР по государственному заданию Министерства науки и высшего образования РФ №075-00326-19-00 от 27.12.2018.
Получено03.09.2019
Дата публикации10.09.2019
Кол-во символов26126
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

В связи с технологическим отставанием России от развитых стран руководство страны последние два десятилетия предпринимает меры по интеграции российской науки в мировое научное пространство и повышению уровня отечественных научных исследований до мирового. В частности, ставятся задачи увеличения доли публикаций российских исследователей в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science; вхождение не менее 5 российских вузов в топ-100 ведущих вузов мира. В числе крупных мероприятий надо отметить процессы создания федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, реализация проекта «5-100» [7, 8].

2 Также, Министерство науки и высшего образования РФ проводит ежегодный мониторинг эффективности вузов, мониторинг результативности деятельности научных организаций, предусматривающий, в частности, оценку публикационной активности ученых в российских и международных изданиях, индексируемых в Web of Science (WoS), Scopus, Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), по результатам которых формируются организационные мероприятия, вплоть до закрытия исследовательского института или вуза.
3 Таким образом, государство применяет административные меры по принуждению университетов, исследовательских институтов РАН осуществлять ту деятельность, которую по внутренним, сложившимся неформальным институтам (менталитету, традициям) эти учреждения не осуществляют. В течение десятилетий среди ученых страны сложились традиции, согласно которым они идут по пути наименьшего сопротивления: публикуют свои работы в «своих изданиях» (зачастую это были сборники трудов лаборатории или института, не известные широкой научной общественности), защищают диссертации в «своих» диссоветах. Собственно, эти традиции, совершенно логичные в рамках командно-административной системы управления СССР и направленные на исключение конкуренции, привели к нарастанию технологического отставания страны от мира.
4

В условиях действия неформальных институтов, снижающих эффективность научной деятельности, подготовки кадров, применение административных рычагов со стороны министерства представляется логичным: длительное административное принуждение к повышению качества публикационной активности постепенно должно сформировать новые и эффективные неформальные институты (традиции, нормы) [6, 13, 15].

5 В этой статье мы хотели бы обсудить еще один институт принуждения, который, на наш взгляд, может способствовать повышению качества образовательной и научно-исследовательской деятельности – это институт (правило, традиция) горизонтальной мобильности научных и научно-педагогических кадров, а также выпускников бакалавриата и магистратуры. Под горизонтальной мобильностью в научно-образовательной среде в этой статье мы имеем ввиду перемещение людей из одной организации в другую, при том, что обе организации относятся к сфере науки и высшего образования. К примеру, выпускник бакалавриата одного вуза поступает в магистратуру другого вуза, или выпускник магистратуры поступает в аспирантуру другого вуза или в НИИ РАН, или же аспирант, окончивший аспирантуру и защитивший диссертацию в одном вузе, трудоустраивается на работу в другую организацию.

всего просмотров: 513

Оценка читателей: голосов 0

1. Абрамов В. И. Опыт применения агент-ориентированного подхода к моделированию процессов в области миграционной политики // Искусственные общества. 2019, T. 14, Выпуск 2 URL: https://artsoc.jes.su/s207751800005912-2-1/

2. Андреев А.И. Внутренняя и внешняя миграция научных кадров как проблема в развитии страны // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017, Т. 1, № 3. С. 120-130.

3. Бабаева П.А. Научные подходы к исследованию феномена интеллектуальной миграции // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2013, № 1 (30). С. 243-248.

4. Где искать кадры и как их готовить? URL: http://deloros74.ru/news/148-gde-iskat-kadry-i-kak-ikh-gotovit.html

5. Дусь Ю.П. Основные проблемы современной миграции научных кадров // Вестник Омского университета. Серия: Мировая экономика и международный бизнес. 2005, № 2. С. 5-11.

6. Зулькарнай И.У. Математическая модель ограниченной рациональности. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2006. 166 с.

7. Зулькарнай И.У. Научные основания размещения системообразующих вузов по территории страны // Доклады Башкирского университета. 2017, Т. 2, № 5. С. 741-745.

8. Зулькарнай И.У. Об оптимальном размере вузов для повышения уровня российской системы высшего образования // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2017, № 4 (37). С. 45-53.

9. Как найти работу в университете в США или Канаде? URL: https://silent-hussar.livejournal.com/10272.html

10. Кокшаров В.А., Агарков В.А. Международная научная миграция: прогресс или угроза научно-технической безопасности России // Экономика региона. 2018, Т.14, Вып. 1. С. 243-252.

11. Межсекторальная мобильность научных кадров / Отв. ред. – И.Г. Дежина – М.: ИМЭМО РАН, 2015. 127 с.

12. Николаевич С.А. История России с древнейших времен до наших дней. М.: АСТ. 2017. 1744 с.

13. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «НАЧАЛА». 1997. 180 с.

14. Плутова М.И. Интеллектуальная миграция как основной фактор снижения научно-образовательного потенциала страны // Управленец. 2010, № 9-10 (13-14). С. 14-20.

15. Полтерович В.М. Элементы теории реформ. М. 2007. 447 с.

16. Портал аспирантов и докторантов. URL: http://phdru.com/work/uchenie-isledovateli/

17. Рощина Я.М., Юдкевич М.М. Факторы исследовательской деятельности преподавателей вузов: политика администрации, контрактная неполнота или влияние среды? // Вопросы образования. 2009, № 3. С. 203–228.

18. Савинков В.И. Миграция научно-педагогических кадров как фактор ослабления интеллектуального потенциала страны // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2011, № 1 (15). С. 24-33.

19. Чернова В.Ю. Роль международного научно-технического сотрудничества в формировании тенденций миграции научных кадров // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018, Т. 7, № 1 (22). С. 257-260.

20. Шматко Н.А. Волкова Г.А. Мобильность и карьерные перспективы исследователей на рынке труда // Высшее образование в России. 2017. №1. С. 35-46.

21. Эксперты оценили академическую мобильность российских ученых URL: https://issek.hse.ru/press/184587269.html

22. Faculty listed alphabetically. URL: https://history.wisc.edu/people-main/faculty-listed-alphabetically/

Система Orphus

Загрузка...
Вверх