Образовательные онлайн-платформы как явление современного мирового образования: к определению понятия

 
Код статьиS207751800005274-0-1
DOI10.18254/S207751800005274-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГУ им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИскусственные общества
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена попытке рассмотрения имеющихся в литературе классификаций и определений онлайн-платформ. Рассматриваются особенности образовательных платформ с целью выработки представления об их сущностных характеристиках с целью категориального определения данного феномена. Приводятся некоторые существующие критерии оценки данных платформ. На основании анализа собранной информации в данной работе предлагается авторское определение образовательной онлайн-платформы (и зарубежной образовательной онлайн-платформы, как необходимой к рассмотрению разновидности такой платформы при анализе включения данного элемента в российскую образовательную систему).

Ключевые словаонлайн-образование, образовательная онлайн-платформа, образовательная среда, дистанционное обучение, электронное обучение, онлайн-курс, МООК
Получено24.12.2018
Дата публикации30.03.2019
Кол-во символов38236
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Методология исследования. В данной статье круг исследования определяется научными публикациями (журналы, книги и монографии) и материалами исследований и конференций за период последних 3-5 лет. Данный отрезок времени взят в связи с особенностью предмета исследования. Необходимость ограничить круг материалов довольно коротким периодом публикации продиктована новизной явления, которая в свою очередь обусловлена быстротой развития онлайн образования, опережающей возможности концептуального осмысления явления, схватывания сущностных его черт на понятийном уровне, систематизацию используемого в сфере онлайн образования понятийного аппарата.
2 Динамичность образовательных платформ на рынке образования и в целом в мировой образовательной системе, проявляющаяся в постоянном появлении новых игроков, в обновлении технической базы и контента, содержащегося на каждом определенном ресурсе, делает весьма актуальным концептуальный анализ данного явления, который должен быть связан с прояснением категориального аппарата описания феномена.
3 Концептуальное описание затрудняет многообразие критериев, использующихся для определения лидерства платформ на рынке. Конкретные классификации берут за основу численность курсов, количество обучающихся, капитализацию самих компаний, владеющих той или иной платформой, иные возможные для рассмотрения параметры.
4 Имеющиеся в литературе классификации онлайн платформ не могут быть однозначно приняты за основу данной работы. Дело в том, что возможна двоякая направленность задач определения образовательных платформ и их типологии - одна изнутри онлайн-образования. Такая классификация будет выстраивать типологию каналов и форм предоставляемого контента.
5 Другая задача классификации может быть связана с определением места и роли образовательных платформ в образовании в целом. Такая классификация будет пытаться описывать соотношение традиционного образования с формами смешанного, дистанционного и онлайн образования в попытке унифицировать варианты включения этих форм в некую общую схему системы образования и описать варианты взаимодействия субъектов образования при использовании каждой из форм. Но такие попытки индуктивного выстраивания схем громоздки и не служат, по мнению автора, упрощению понимания развития современных тенденций, а лишь играют описательную роль. Пример попытки разработать дидактический конструктор дан авторами Семеновой И.Н. и Слепухиным А.В. в их работе «Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного и смешанного обучения в вузе». Авторы отмечают наличие различных оснований для классификации в вопросе выделения электронного, дистанционого и смешанного обучения. [6] Как видим в приведенном примере, исследование имеет целью определить место названных видов обучения в процессе образования в целом и описать различные варианты их соотношений. Данный подход рассматривает образование как систему, а онлайн и оффлайн обучение - как ее элементы, которые нуждаются в дифференцировании.

всего просмотров: 628

Оценка читателей: голосов 0

1. Исследование «Эпоха «Гринфилда» в образовании» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://studio.lektorium.tv/asset-v1:Lektorium+KDOK1+2017_09+type@asset+block@greenfield.pdf

2. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий, С. 300-305 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://edumarket.digital

3. Оносов А.А., Брызгалина Е.В., Савина Н.Е., Туманов С.В. Зарубежные образовательные платформы в системе российского образования: оценка потенциала и прогнозирование рисков // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8-9. С. 135-151., С. 137.

4. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» на 2013–2020 годы. – М., 2015.

5. Сайт проекта «Открытое образование». [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://npoed.ru/about

6. Семенова И. Н., Слепухин А. В. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного и смешанного обучения в вузе // Педагогическое образование в России. 2014. №8.

7. Тиунова, Н. Н. Образовательные платформы как средство интенсификации профессиональной подготовки студентов колледжа // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. 2 (22). С. 103 - 108.

8. Шуклина Е.А. Massive Open Online courses как форма нелинейного развития университетского образования // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2016. №4.

9. Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. Форсайт-проект «Психолого-педагогическая образовательная платформа педагогов профессиональной школы». Научный диалог. Выпуск №11(59). 2016г.

10. Chiu, Mei-Hung (2016-06-10). Science Education Research and Practice in Asia: Challenges and Opportunities. Springer.

11. Digital Learning Compass: Distance Education Enrollment Report 2017. Available at: https://onlinelearningsurvey.com/reports/digtiallearningcompassenrollment2017.pdf

12. HarvardX and MITx: Four Years of Open Online Courses -- Fall 2012-Summer 2016. Available at: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2889436

13. History of University of London. Available at: https://london.ac.uk/about-us/history-university-london

14. Smith, B.L., and J. MacGregor. (1992). Collaborative Learning: A Sourcebook for Higher Education. University Park, PA: National Center on Postsecondary Teaching, Learning, and Assessment (NCTLA). 9-22.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх