Мигранты – водители маршруток в восприятии жителей Челябинска

 
Код статьиS086954150013599-8-1
DOI10.31857/S086954150013599-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
Адрес: Российская Федерация, Челябинск
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№1
Страницы112-123
Аннотация

Статья посвящена восприятию мигрантов, работающих в сфере общественного транспорта, а точнее, в сегменте маршрутных такси. Исследование выполнено на материалах Челябинска, крупного города миллионника, на дорогах которого маршрутки с водителями-мигрантами заняли в последнее десятилетие доминирующие позиции. Источниковую базу составили материалы включенного наблюдения, интервью с водителями и пассажирами микроавтобусов и выпуски местных медиа. Вокруг маршруток сложился сложный комплекс представлений о границах между “своими” и “чужими” в городском пространстве. Данный вид общественного транспорта не только связывался с мобильностью как таковой, но и приобретал большое символическое значение. Маршрутки стали местом повседневных контактов с мигрантами, где формировались/подтверждались отрицательные или положительные стереотипы восприятия приезжих и где обыватель убеждался в их многочисленности. Маршрутка олицетворяет широкий спектр экономических и культурных практик, отражает социальные контакты и отношения горожан с представителями миграционных сообществ преимущественно из Средней Азии.

Ключевые словамиграция, этничность, городской транспорт, маршрутка, образ мигранта
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Государственное задание Министерства науки и высшего образования Российской Федерации [номер госрегистрации № АААА-А20-120072890030-2] (проект № FENU-2020-0021)
Получено17.02.2021
Дата публикации25.02.2021
Кол-во символов24139
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Политика государственного протекционизма на рынке труда для граждан РФ, повышенный интерес экспертов, общественности и масс-медиа к проблемам миграции в современной России актуализируют научный интерес к восприятию мигрантских меньшинств и сферам их занятости. Появление маршрутных такси в системе городского транспорта совпало с периодом активных социальных, политических и экономических трансформаций постсоветских государств. Неотъемлемыми атрибутами этих изменений стали рост трансграничных миграций и появление мигрантских форм хозяйственной деятельности (в торговле, сфере услуг). В гуманитарных науках происходило динамичное развитие миграционных исследований. Большой интерес вызывали объекты, маркированные как мигрантские: “этнические” рынки (Григоричев, Дятлов 2017; Авдашкин 2020) и районы концентрации мигрантов в городском пространстве (Варшавер и др. 2020), заведения общественного питания (Варшавер, Рочева 2014; Гуляева 2017) и даже тепличные комплексы для выращивания овощей (Григоричев 2016).
2 Вне поля зрения исследователей остаются вопросы этнической маркировки общественного транспорта. В сфере изучения городской мобильности есть примеры публикаций, посвященных сетям маршруток (см.: Сорокина 2008; Sanina 2011; Burrell, Horschelmann 2014; Sgibnev, Vozyanov 2016; Turdalieva, Weicker 2019). Этот вид транспорта во многом олицетворяет неформальные общественные отношения транзитивного периода – девяностых годов XX в. (Sgibnev, Rekhviashvili 2020: 350). Наша работа отражает взгляд со стороны: нас интересует не функционирование сообществ трудовых мигрантов в сфере пассажирских перевозок, а восприятие приезжих местным населением. Некоторые черты образа водителя-мигранта на материалах санкт-петербургских медиа показаны в публикации И.В. Ивлевой (Ивлева 2014). Аналогичные исследования в других городах России, как следует из обзора литературы, в нужном нам ракурсе не проводились.
3 Присутствие мигрантов в некоторых сферах деятельности вызывает неприятие населения. Возникает беспокойство по поводу “захвата” ими целых отраслей хозяйства. Судя по последним данным ВЦИОМ (декабрь 2018 г.), наиболее критично настроены россияне к занятости приезжих в структурах местной власти и самоуправления (74% против), правоохранительных органах (69%), в учреждениях образования (58%), на предприятиях общественного транспорта (58%) и в медицинских учреждениях (51% против) (Иммиграция в Россию… 2018). Таким образом, водители-мигранты также входят в “топ” этого своеобразного антирейтинга.
4 Цель статьи – проследить, как жители крупного российского города осуществляют этническую категоризацию общественного транспорта, а конкретно – маршруток. Интерес к повседневным практикам побуждает обратиться к локальности как основному объекту изучения (Дятлов 2009; Schiller, Çalar 2009). Локальность имеет территориальное и отчасти совпадающее с ним социальное измерения. От региона к региону, от города к городу ситуация различается. Оптику восприятия объектов, на которые направлена деятельность мигрантов, определяют интенсивность и направления миграции, наличие или отсутствие социальных ниш для мигрантов, характер взаимодействия с принимающим обществом, органами власти и т.д. Целесообразно различать и изучать процессы отдельно в городах-миллионниках и их пригородах, провинциальных городах и сельской местности (Абашин 2012; Räuchle, Schmiz 2018).

Всего подписок: 0, всего просмотров: 963

Оценка читателей: голосов 0

1. Абашин С.Н. Среднеазиатская миграция: практики, локальные сообщества, транснационализм // Этнографическое обозрение. 2012. № 4. С. 3–13.

2. Авдашкин А.А. “Китайский” рынок в пространстве российского города (случай Челябинска) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2020. № 2 (49). С. 147–156. https://doi.org/10.20874/2071-0437-2020-49-2-13

3. ван Дейк Т.А. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М.: Книжный дом “ЛИБРОКОМ”, 2013.

4. Варшавер Е.А., Рочева А.Л. Сообщества в кафе как среда интеграции иноэтничных мигрантов в Москве // Мониторинг общественного мнения. 2014. № 3 (121). С. 104–114. https://doi.org/10.14515/monitoring.2014.3.06

5. Варшавер Е.А., Рочева А.Л., Иванов Н.С., Ермакова М.А. Места резидентной концентрации мигрантов в российских городах: есть ли паттерн? // Социологическое обозрение. 2020. № 2 (19). С. 225–253. https://doi.org/10.17323/1728-192x-2020-2-225-253

6. Гирц К. Интерпретация культуры. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.

7. Григоричев К.В. “Они есть, но их нет”: “китайские” теплицы в пространстве пригорода // Этнографическое обозрение. 2016. № 4. С. 137–153.

8. Григоричев К.В., Дятлов В.И. “Китайские” рынки России: роль в постсоциалистической трансформации (случай Иркутска) // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 419. С. 121–132. https://doi.org/10.17223/15617793/419/16

9. Гуляева Е.Ю. Что делает ресторан этническим? (на примере армянских ресторанов в Санкт-Петербурге) // Антропологический форум. 2017. № 32. С. 67–94.

10. Дятлов В.И. (ред.) Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2009.

11. Ивлева И.В. Мигранты в сфере городского транспорта − “жизнь на колесах” // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 3. С. 208–217.

12. Ивлева И.В., Тавровский А.В. Образы трудовых мигрантов в российских массмедиа // Этнографическое обозрение. 2019. № 1. С. 149–165. https://doi.org/10.31857/S086954150004186-4

13. Сорокина Н.В. “Десять минут страха − и вы дома”: повседневность водителей городских маршруток // Этнографическое обозрение. 2008. № 5. С. 61–75.

14. Abashin S.N. Returning Home and Circular Mobility: How Crises Change the Anthropological View of Migration // Anthropology & Archeology of Eurasia. 2019. Vol. 58 (3). Р. 155–168. https://doi.org/10.1080/10611959.2019.1686902

15. Barak K. Moving Subjects, Stagnant Paradigms: Can the “Mobility Paradigm” Transcend Methodological Nationalism? // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2013. Vol. 39 (2). P. 311–327. https://doi.org/10.1080/1369183X.2013.723260

16. Burrell K., Horschelmann K. Mobilities in Socialist and Post-Socialist States: Societies on the Move. L.: Palgrave Macmillan, 2014.

17. Bissell D. Passenger Mobilities: Affective Atmospheres and the Sociality of Public Transport // Environment and Planning D: Society and Space. 2010. Vol. 28 (2). P. 270–289. https://doi.org/10.1068/d3909

18. Dahinden J. A Plea for the “De-Migranticization” of Research on Migration and Integration // Ethnic and Racial Studies. 2016. Vol. 39 (13). P. 2207–2225. https://doi.org/10.1080/01419870.2015.1124129

19. Hannam K., Sheller M., Urry J. Editorial: Mobilities, Immobilities and Moorings // Mobilities. 2006. Vol. 1 (1). Р. 1–22. https://doi.org/10.1080/17450100500489189

20. Kaufmann V, Bergman M., Joye D. Motility: Mobility as Capital // International Journal of Urban and Regional Research. 2004. Vol. 28 (4). P. 745–756. https://doi.org/10.1111/j.0309-1317.2004.00549.x

21. Koefoed L., Christensen M.D., Simonsen K. Mobile Encounters: Bus 5A as a Cross-Cultural Meeting Place // Mobilities. 2017. Vol. 12 (5). P. 726–739. https://doi.org/10.1080/17450101.2016.1181487

22. Oswald I., Voronkov V. The “Public–Private” Sphere in Soviet and Post-Soviet Society Perception and Dynamics of “Public” and “Private” in Contemporary Russia // European Societies. 2004. Vol. 6 (1). P. 97–117. https://doi.org/10.1080/1461669032000176332

23. Rekhviashvili L., Sgibnev W. Theorising Informality and Social Embeddedness for the Study of Informal Transport: Lessons from the Marshrutka Mobility Phenomenon // Journal of Transport Geography. 2019. Vol. 88. https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2019.01.006

24. Räuchle Ch., Schmiz A. Migrant Economies: Opportunity Structures and Potential in Different City Types // Ethnic and Racial Studies. 2018. Vol. 42 (10). Р. 1766–1787. https://doi.org/10.1080/01419870.2018.1506143

25. Sanina A. The Marshrutka as a Socio-Cultural Phenomenon of a Russian Megacity // City, Culture and Society. 2011. Vol. 2 (4). Р. 211–218. https://doi.org/10.1016/j.ccs.2011.12.002

26. Sgibnev W., Rekhviashvili L. Marschrutkas: Digitalisation, Sustainability and Mobility Justice in a Low-Tech Mobility Sector // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2020. Vol. 138. Р. 342–352. https://doi.org/10.1016/j.tra.2020.05.025

27. Sgibnev W., Vozyanov A. Assemblages of Mobility: The Marshrutkas of Central Asia // Central Asian Survey. 2016. Vol. 35 (2). Р. 276–291. https://doi.org/10.1080/02634937.2016.1145381

28. Schiller N.G., Çalar A. Towards a Comparative Theory of Locality in Migration Studies: Migrant Incorporation and City Scale // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2009. Vol. 35 (2). P. 177–202. https://doi.org/10.1080/13691830802586179

29. Turdalieva Ch., Weicker T. Encountering the Multiple Semiotics of Marshrutka Surfaces – What Can Marshrutka Decorations and Advertisements Tell Us about Its Everyday Actors? // Mobilities. 2019. Vol. 14 (6). Р. 809–824. https://doi.org/10.1080/17450101.2019.1653620



Дополнительные библиографические источники и материалы

Вас выгонят… 2015 − Вас выгонят для создания рабочих мест // URA.ru. 11.03.2015. https://ura.news/articles/1036264249 

Власти Южного Урала… 2014 − Власти Южного Урала объявили о снижении квоты на мигрантов в 10 раз // 74.ru. 18.11.2014. https://74.ru/text/gorod/59658911

В Челябинске водители-мигранты… 2015 − В Челябинске водители-мигранты массово не вывели маршрутки на улицы. “Отмечали праздник” // URA.ru. 20.07.2015. https://ura.news/news/1052215701 

В Челябинске нашли героя… 2012 − В Челябинске нашли героя, спасшего людей из тонущей маршрутки // Комсомольская правда. Челябинск. 05.12.2012. https://www.chel.kp.ru/online/news/1312545 

Дальше не едем… 2015 − Дальше не едем. Кто будет водить маршрутки, если выгонят мигрантов? // Аргументы и факты. Челябинск. 02.12.2015. https://chel.aif.ru/auto/dalshe_ne_edem_kto_budet_vodit_marshrutki_esli_vygonyat_migrantov 

Ген молодости… 2014 − Ген молодости. 3 сезон, 19 выпуск // 31TV.RU. 03.04.2014. https://31tv.ru/program/gen-molodosti/4162

За рулем маршрутки… 2012 − За рулем маршрутки, провалившейся под лед в Челябинске, был гастарбайтер, не знающий русского языка. Он сильно разогнался // URA.ru. 03.12.2012. https://ura.news/news/1052150263 

Иммиграция в Россию… 2018 − Иммиграция в Россию: благо или вред? // ВЦИОМ. 19.12.2018. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9487 

Мигранты на Южном Урале… 2013 − Мигранты на Южном Урале стали чаще нарушать закон // 74.ru. 20.09.2013. https://74.ru/text/gorod/50930071

Нелегалы отправились домой 2010 − Нелегалы отправились домой // Южноуральская панорама. 06.05.2010. https://up74.ru/articles/news/33664/?sphrase_id=278001 

Несколько челябинцев… 2014 − Несколько челябинцев стали жертвами маршрутчиков-стритрейсеров. Подробности сегодняшнего ДТП // URA.ru. 31.03.2014. https://ura.news/news/1052178110 

ПМА − Полевые материалы автора. Челябинск, февраль–декабрь 2019 г. 

Самый популярный… 2017 – Самый популярный в Челябинске вид транспорта заслужил наибольшее число упреков пассажиров // ZNAK. 22.02.2017. https://www.znak.com/2017-02-22/samyy_populyarnyy_v_chelyabinske_vid_transporta_zasluzhil_naibolshee_chislo_uprekov_passazhirov 

Челябинск вошел в тройку… 2020 – Челябинск вошел в тройку городов России, где хуже всего относятся к мигрантам // Коммерсантъ. 02.09.2020. https://www.kommersant.ru/doc/4475810 

Челябинские власти призвали… 2017 − Челябинские власти призвали бизнес не нанимать мигрантов // Новый гражданин. Коллегия миграционных экспертов. 26.10.2017. http://migron.info/cheliabinskie-vlasti-prizvali-biznes-ne-nanimat-migrantov 

Челябинск встанет… 2013 − Челябинск встанет? Лишь 16% мигрантов сдают на права // Аргументы и факты. Челябинск. 30.10.2013. https://chel.aif.ru/auto/1012054 

Челябинские маршрутчики… 2013 − Челябинские маршрутчики выразили готовность принимать на работу россиян // 74.ru. 13.09.2013. https://74.ru/text/gorod/50930531 

Челябинский транспорт… 2019 − Челябинский транспорт выходит из себя // Коммерсант. Южный Урал. Челябинск. 26.12.2019. https://www.kommersant.ru/doc/4206492 

Челябинские депутаты… 2013 − Челябинские депутаты намерены запретить мигрантам работать водителями маршруток. Слишком часто они попадают в аварии // URA.ru. 21.08.2013. https://ura.news/news/1052163892 

Что творят мигранты… 2020 – Что творят мигранты за рулем южноуральских маршруток // Полит74. 15.01.2020. https://polit74.ru/society/chto_tvoryat_migranty_za_rulem_yuzhnouralskikh_marshrutok

Система Orphus

Загрузка...
Вверх