Правовое обеспечение центров ядерной медицины: текущее состояние и задачи развития

 
Код статьиS231243500022184-0-1
DOI10.18572/2312-4350-2018-4-8-13
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой энергетического права
Аффилиация: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 4
Страницы8-13
Аннотация

В 2015 году Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2015 № 2144-р утверждена «дорожная карта» — «Развитие центров ядерной медицины». В настоящее время центры ядерной медицины проектируются и строятся во многих городах Российской Федерации. В то же время эксперты обращают внимание на пробелы в правовом регулировании отношений по сооружению объектов ядерной медицины, распространение на центры ядерной медицины регламентации для проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию атомных станций, низкий уровень компетентности подрядных организаций, выигрывающих конкурсы по формальным признакам соблюдения требований действующего законодательства о закупках, недостаточную номенклатуру радиофармпрепаратов. Правовых исследований, посвященных проблемам правового регулирования ядерной медицины, пока не очень много. В этой связи проведение правовых исследований текущего состояния правового обеспечения ядерной медицины, проектирования, строительства, функционирования центров ядерной медицины, оказывающих диагностические услуги и лечение физических лиц, представляется актуальным. Необходимо определиться, что понимается под центром ядерной медицины, какие общественные отношения возникают в процессе создания и функционирования центров ядерной медицины, исследовать источники правового обеспечения центров ядерной медицины и определить задачи их дальнейшего развития. В работе предлагаются классификации центров ядерной медицины, в том числе по следующим основаниям: (1) по организационно-правовой форме: как структурное подразделение медицинского учреждения, как самостоятельное медицинское учреждение; (2) по функциональному назначению — центры диагностики; центры диагностики и лечения; центры, в которых осуществляется диагностика, производятся радиофармпрепараты, осуществляется лечение физических лиц; (3) как объект проектирования и строительства: как отделения в существующем медицинском учреждении, как отдельный объект проектирования и капитального строительства. Надлежащее правовое обеспечение необходимо для всех участников общественных отношений: для предприятий, производящих изотопную продукцию, производящих диагностическое оборудование, лечебные препараты, для проектных, подрядных организаций, осуществляющих проектирование и строительство центров ядерной медицины, для медицинских работников; для физических лиц, которым необходимо прохождение диагностики, лечение, для государственных органов, организаций, осуществляющих регулирование и контроль за деятельностью. В работе сформулированы предложенияпо возможной унификации положений, регулирующих вопросы создания и функционирования центров ядерной медицины.

Ключевые словаэнергетическое право, атомное право, правовое использование радиоактивных изотопов в медицине, правовой режим центров ядерной медицины
Получено03.11.2018
Дата публикации21.12.2018
Кол-во символов14458
Цитировать     Скачать pdf
1 Ежегодно от рака умирают 8,8 миллиона человек. 70 процентов этих смертей приходятся на развивающиеся страны.
2 В некоторых африканских государствах менее 15 процентов онкологических больных выживают в течение пяти лет после диагноза рак шейки матки и рак молочной железы. Во многих промышленно развитых странах мира эти заболевания во многих случаях излечиваются. Эксперты отмечают, что для снижения смертности от рака необходимо выявлять такие заболевания на ранних стадиях и более активно внедрять современные методы лечения [1].
3 Сфера применения ядерной медицины включает не только онкологию, но также кардиологию, гепатологию, урологию и нефрологию, пульмонологию, эндокринологию, гематологию, аллергологию, педиатрию, иммунологию, травматологию, неврологию и нейрохирургию [2].
4 В 1954 году в штате Вашингтон было создано Общество ядерной медицины. В 2012 году общество изменило наименование на Общество ядерной медицины и молекулярной диагностики. В 1971 году была создана Американская палата ядерной медицины, которая устанавливает образовательные стандарты и оценивает компетентность врачей в области ядерной медицины. Палата имеет право официально сертифицировать специалистов в области ядерной медицины. В 1985 году была создана Европейская ассоциация ядерной медицины. В 1996 году была создана Межрегиональная общественная организация ядерной медицины «Общество ядерной медицины» в России [3].
5 Правовых исследований, посвященных проблемам правового регулирования ядерной медицины, пока не очень много.
6 Различные аспекты правового регулирования ядерной медицины исследовались в трудах А.И. Иойрыша, Г.Б. Романовского, В.В. Романовой. В работе А.И. Иойрыша рассматриваются вопросы об определении понятия радиоактивных изотопов для использования в медицинских целях, вопросы о гражданской, уголовной ответственности за нарушение требований к использованию данных веществ в диагностических и терапевтических целях [4].
7 В работе Г.Б. Романовского исследуются понятие ядерной медицины, правовая база, на основании которой регулируются отношения по диагностике, использованию радиофармпрепаратов. Под развернутым понятием ядерной медицины Г.Б. Романовский определяет пять составляющих: радиоизотопные методы диагностики, радионуклидную и лучевую терапию, технологии производства радиофармпрепаратов, использование ускорителей заряженных частиц для производства изотопов и лучевой терапии, компьютерные технологии для получения и хранения изображений в томографии, для планирования лучевой терапии и прочих расчетов [5]. В работе В.В. Романовой рассматриваются особенности правового режима радиоактивных изотопов, радиоизотопной продукции, используемых для ядерной медицины [6].
8 Медицинские и технологические аспекты создания ПЭТ-центров исследовались в работе Группы Компаний Медради+Препарат [7]. В 2015 году Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2015 № 2144-р утверждена «дорожная карта» —«Развитие центров ядерной медицины» [8]. В рамках «дорожной карты» предусматривается осуществление в том числе следующих мероприятий: организация и проведение мониторинга существующих центров ядерной медицины, а также строящихся и планируемых к строительству объектов ядерной медицины в Российской Федерации с учетом потребностей населения, формирование списка объектов инфраструктуры; подготовка предложений по мерам поддержки проектов ядерной медицины; разработка и утверждение стандартов медицинской помощи при онкологических заболеваниях, внесение изменений в номенклатуру медицинских услуг в части включения медицинских услуг, связанных с использованием технологий лучевой протонной терапии; разработка руководства по современной надлежащей практике изготовления радиофармацевтических препаратов в медицинских организациях»; разработка и утверждение федерального государственного образовательного стандарта высшего образования «Радиофармацевтика».

всего просмотров: 216

Оценка читателей: голосов 0

1. URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=28153#.Weeg9Wi0OUk

2. URL: file:///C:/Users/%D0%BF%D1%80%D0%B8/Downloads/Doklad-FTsPR_Dubinkin.pdf

3. URL: http://www.snmmi.org/AboutSNMMI/Content.aspx?ItemNumber=11395&RDtoken=37969&navItemN umber=671; URL: https://www.abnm.org/index.php/sample-page-2/history/; URL: http://www.eanm.org/ about/general-information-2/

4. Иойрыш А.И. Концепция атомного права / А.И. Иойрыш. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 222 ; Советское атомное право / отв. ред. П.Н. Бургасов, А.И. Ийорыш, А.М. Петросъянц. М. : Наука, 1986. С. 192–196.

5. Романовский Г.Б. Правовое регулирование ядерной медицины / Г.Б. Романовский // Наука. Общество. Госу- дарство. Электронный научный журнал. 2017. Т. 5. № 1 (17). URL: http://esj.pnzgu.ru ISSN 2307-9525 (Online)

6. Проблемы и тенденции правового регулирования в области использования атомной энергии : монография / под ред. д.ю.н. В.В. Романовой. М. : Издательство «Юрист», 2017. С. 102–122.

7. Создание ПЭТ-центров. Медицинские и технологические аспекты. Группа Компаний Медради+Препарат. URL: http://www.kkco.khv.ru/images/stories/kkco/pet/sozd_pet.pdf

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.10.2015 № 2144-р «Об утверждении плана меро- приятий “Развитие центров ядерной медицины”» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.10.2015, № 0001201510280004

9. URL: https://www.rosatom.ru/production/medicine/

10. URL: http://sibkray.ru/news/1/914987/; URL: https://tass.ru/severnyy-kavkaz/4668501; http://www.atomic-energy. ru/ news/2018/09/10/88696 ; URL: https://realnoevremya.ru/news/101492-v-cheboksarah-nachali-stroitelstvo- centra-yadernoy-mediciny

11. Кумар А., Киреев В.С. Обзор российского рынка ядерной медицины / А. Кумар, В.С. Киреев // Фундамен- тальные исследования. 2018. № 2. С. 134–138.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх