In Defense of Subjectivism (Social Reality, Social Activity, Social Epistemology)

 
PIIS004287440001350-0-1
DOI10.31857/S004287440001350-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Principal Staff Scientist
Affiliation: Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 9
Pages20-26
Abstract

It is considered than objectivity is the basic criterion of science. But this is not utmost evident. Subjectivity is often identified with subjectivism. Indeed, its extreme form named solipsism can not be accepted. But it is also evident that in all forms of social reality, social activity, social epistemology we can see elements of subjectivity. So we can observe the phenomenon of poly-structural system. For instance the society is the example of such system, because in society are presented different forms of knowledge, such is everyday knowledge, professional, scientific, philosophical knowledge. In all of these forms of knowledge elements of subjectivity are presented. We can consider science in two aspects: science as a system of completed knowledge, and science as a system of research activity. In the latter we can observe elements of subjectivity not only in the social, humanitarian but also in natural science. That is why the research of subjectivity does not signify the rejection of objectivity but appear an important problem of epistemology and philosophy of science.

Keywordsobjectivity, objectivity of Knowledge and science, subjectivity, types of Knowledge, subjectivity in social realm and social activity, polystructural systems, subjectivity in natural science and historical, subjectivity as a problem of epistemology
Received16.10.2018
Publication date23.10.2018
Number of characters23684
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Нет в профессиональном лексиконе философов выражения более уничижительного и оскорбительного, чем обвинение в субъективизме и субъективности при рассмотрении каких-либо проблем, особенно проблем философских, касающихся, в первую очередь, исследований сущности науки и научного, профессионального и обыденного познания. Вот что, например, категорически утверждает петербургский профессор Л.В. Шиповалова: «Объективность как независимость от субъекта вводится в эпистемологии в качестве критерия научности, поскольку ученый, по крайней мере с начала XIX века, занимаясь научной работой, стремится стереть всякое присутствие субъективности в визуальных изображениях или концептуальных описаниях объекта, в теоретических объяснениях или экспериментальных подтверждениях» [Шиповалова 2015, 13].

2

Объективность – вот главный критерий научности, фундаментальный признак научного познания. В духе преклонения перед объективностью в большинстве современных университетов воспитывается студенческая молодежь. В обязательных университетских курсах по философии субъективность и субъективизм познания и деятельности предаются анафеме, а принципиально важное различие между двумя этими понятиями, как правило, игнорируется. А, между тем, субъективизм – это характеристика определённых философских взглядов и направлений, тогда как субъективность – свойство человеческой ментальности вообще. Она, по моему убеждению, не может быть изгнана из самой социальной реальности, не может быть удалена из социально значимой деятельности. При этом следует подчеркнуть, что философский субъективизм вовсе не исключает рациональность. К слову сказать, основоположник нововременного философского рационализма Р. Декарт был в то же время создателем нововременного субъективизма. В своей крайней форме, в форме берклианского солипсизма, субъективизм, разумеется, неприемлем.

3

Замечу, кстати, что с критерием абсолютной, бескомпромиссной объективности как отличительной чертой науки, тоже не все просто. В самом деле, один из авторов вполне нормального учебного пособия утверждает: «Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существующим объективно, вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества» [Лешкевич 2011, 35]. Подобных взглядов придерживается большинство университетских преподавателей философии, а также авторов научных монографий и статей по философии науки и теории познания, а между тем такие важные в теоретическом и практическом планах «частные науки», как психология, психиатрия, психоанализ, когнитология, нейрофизиология, педагогика и другие имеют преимущественно дело с человеческой субъективностью, которая, естественно, зависит и от человека, и от человечества в целом.

4

С человеческой субъективностью имеет дело, кстати, и большинство традиционных философских учений, возможно, именно поэтому некоторые философы сами считают, что философия не наука и иногда лишь высказывают, подобно Гегелю, слабую надежду, что философия когда-нибудь сможет уподобиться науке. Гегель по этому поводу писал: «Истинной формой, в которой существует истина, может быть лишь научная система её. Моим намерением было – способствовать приближению философии к форме науки – к той цели, достигнув которой, она могла бы отказаться от своего имени любви к знанию и быть действительным знанием» [Гегель 2007, 10]. И как бы возражая Гегелю, спустя почти сто лет Гуссерль утверждал: «Я не говорю, что философия – несовершенная наука, я говорю просто, что она еще вовсе не наука…» [Гуссерль 2000, 669].

Number of purchasers: 0, views: 2098

Readers community rating: votes 0

1. Hegel, Georg Wilhelm Friedrich, Phänomenologie des Geistes (Russian Translation).

2. Husserl, Edmund, Philosophie als strenge Wissenschaft (Russian Translation).

3. Leshkevich, Tatiana G. (2011) Philosophy and theory of cognition, Textbook, INFRA-M, Moscow (in Russian).

4. Shipovalova, Lada V. (2015) “Effectiveness of Science as a Philosophical Problem”, Journal of the St. Petersburg Philosophical Society, No. 19, pp. 7–18 (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up