Образование в отношении к истине

 
Код статьиS004287440002581-4-1
DOI10.31857/S004287440002581-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: начальник отдела
Аффилиация: МГТУ им. Н.Э. Баумана
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №1
Страницы56-66
Аннотация

В статье исследуется онтологическая проблема истинного устроения образования как социального феномена. Определены составляющие онтологического основания феномена образования – образовательные универсалии, фундаментальные парадигмальные отношения, онтологическая сущность. Обоснована их фундаментальная роль в качестве бытийной возможности наличного образования. В результате анализа онтологического основания показано, что российское образование в своём устроении имеет разрушительный дефицит истины и тем самым приведено на порог онтологического краха – потери сущности образования. Рассмотрены основные сферы онтологической деконструкции в средней и высшей школе. Разобрана ситуация элиминирования в России основной парадигмы развития высшего образования – университета 3.0.  

Ключевые словаобразование, онтология, бытие, истина, универсалии, парадигма, сущность, университет 3.0
Получено14.02.2019
Дата публикации19.02.2019
Кол-во символов34364
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Должно решиться, сможет ли само бытие из своей собственной истины сбыться в своём отношении к существу человека… Мартин Хайдеггер
2

Введение

3 Современное образование конституирует мир в его существе, т.е. в главных вопросах существования. Отсюда всё определяющей проблемой современности является устроение образования. Устроение не в плане организации, техник обучения, предметного материала, но в способности поднимать человеческое в человеке и за ним во всём обществе, т.е. к восхождению человеческого как главной своей перспективе. Человеческое – значит, прежде всего, соотнесённое с истиной бытия; той истиной, которая дала человеку право быть и которой он должен открыть своё мышление. Проблема устроения современного образования – выращивание сферы, которая выводит познающее мышление за пределы утилитарного сущего к осмыслению истинного. Эта истина проясняема из вопросов о необходимости и существе человеческого бытия. В прояснении даётся опыт соприкосновения с бытием как таковым. Здесь место воления творческой трансценденции.
4 Под углом зрения такого устроения образование должно рассматриваться как социальный феномен, адекватный культурному времени и своим фундаментальным основаниям. И то, и другое имеет отношение к истине бытия образования, поскольку спрашивается – в том виде, в каком образование есть, является ли оно тем, за что себя выдаёт; насколько оно есть именно образование?
5 Проблема устроения образования для восхождения человеческого может быть поставлена только для образования, устремлённого к истине своего бытия и имеющего в себе прочный состав этой истины. Отсюда следует главный онтологический вопрос современного образования: соответствие его представлений и преобразований требованиям истины образовательного бытия; той истины, в которой должно проектироваться и устанавливаться образование как социальное сущее [Карпов 2015, 7]. Поиск ответа требует раскрытия отношения образования к истине через мышление образования из бытия.
6 Я разделяю понятия существования и бытия в философском исследовании социальных феноменов. Такой подход связан с особого рода сущим, вовлечённым в исследование, – человеком и его коллективами. Человек включён в бытие не только как визионер, репрезентант сущего и делатель вещей. Человек создаёт сущее социальной природы, которое обретает фундаментальные основания в бытии, тем самым становясь во многом независимым от своего творца, чем-то установленным от самого себя. Социальное сущее есть место для развёртывания человеческой природы и соотнесения социально сделанного с истиной его бытия.
7 В данной работе термин «существование» обозначает мир наличной реальности в прошлом, настоящем или будущем её временной длительности, а термин «бытие» – мир не-сущего как вневременной реальности, содержащей место бытия конкретного сущего, которое даёт ему существование, «то, чьей истине вверит себя человек» [Хайдеггер 2007, 86]. Бытие, в отличие от существования, географии и истории не имеет. Истина бытия конкретного социального сущего – феноменов образования, политики, власти etc. – проявляется в устроении места его бытия. Оно определяет те фундаментальные основания, из которых социальное сущее должно исходить в своём существовании, чтобы не потерять сущность. Для согласования этих понятий будем считать существование граничной формой бытия, расположенной поверх него и непосредственно примыкающей к нему подобно тому, как «выколотая» единица примыкает к полуотрезку [0, 1). Трудность и социальная актуальность проблемы онтологических основ образования требует неоднократного возвращения к ней. В данном тексте представлен один из набросков её решения.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 2072

Оценка читателей: голосов 0

1. Мониторинг эффективности ... 2016 – Мониторинг эффективности инновационной деятельности университетов России. СПб.: Университет ИТМО: РВК, 2016 (Monitoring of Efficiency of Innovative Activity of Universities in Russia, in Russian).

2. О реформе образования... web – О реформе образования, её итогах и перспективах. Заявление Учёного совета филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова // http://www.philol.msu.ru/faculty/v-zaschitu-gumanitarnogo-obrazovanija-v-rossii/o-re%20%20%20forme-obrazovaniya-philolmsu2012 (On Education Reform, its Outcomes and Prospects, in Russian).

3. Drucker, Peter F. (2008) Concept of the Corporation, Transaction Publishers, New Brunswick and London.

4. Freire, Paolo (1985) The Рolitics of Еducation. Сulture, Рower, and Liberation, Bergin & Garvey Publishers, Inc., Westport, Connecticut, London.

5. Machlup, Fritz, Kronwinkler, Trude (1975). 'Workers Who Produce Knowledge: A Steady Increase, 1900 to 1970', Review of Works Economics, Vol. 111, Iss. 4. pp. 752–759.

6. Marhl, Marco, Pausits, Attila (2011) 'Third Mission Indicators for New Ranking Methodologies', Evaluation in Higher Education, Vol. 5. № 1 (June), pp. 43–64.

7. MIT Innovation Initiative: Final Report of Community Feedback and Recommendations (2016), Massachusetts Institute of Technology, Cambridge, MA.

8. The Global Competitiveness Report 2017–2018 (2017), World Economic Forum, Geneva.

9. University of Cambridge Enterprise: Annual Review (2016), Cambridge Enterprise Limited, Cambridge, UK.

10. Wissema, Johan G. (2009) Towards the Third Generation University: Managing the University in Transition, Edward Elgard, Northampton.

11. Карпов 2012 – Карпов А.О. Коммодификация образования в ракурсе его целей, онтологии и логики культурного движения // Вопросы философии. М., 2012. № 10. С. 85–96.

12. Карпов 2013 – Карпов А.О. Социальные парадигмы и парадигмально-дифференцированная система образования // Вопросы философии. М., 2013. № 3. С. 22–32.

13. Карпов 2015 – Карпов А.О. Социальная и экзистенциальная онтологизации образования // Вопросы философии. М., 2015. № 1. С. 3–13.

14. Карпов 2017 – Карпов А.О. Общество знаний: знание vs информация // Философские науки. М., 2017. № 12. С. 19–36.

15. Карпов 2018 – Карпов А.О. Университеты в обществе знаний: теория творческих пространств // Вопросы философии. М., 2018. № 1. С. 17–29.

16. Хайдеггер 2007 – Хайдеггер М. Время картин мира // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. СПб.: Наука, 2007. С. 58–86.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх