Педагогическая система сплочения учебных групп кадет и формирования в них благоприятного психологического климата

 
Код статьиS181570410020614-0-1
DOI10.54884/S181570410020614-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (71)
Страницы78-85
Аннотация

Статья посвящена вопросам сплочения гетерогенных учебных групп кадет, формированию в них благоприятного психологического климата. Рассмотрена и обоснована необходимость развития коллективистских отношений у кадет в целях повышения результативности их учебной деятельности, воспитания чувств взаимовыручки и ответственности. В статье представлено определение учебного коллектива кадет как разнородного по характеристикам сообщества, раскрыта психологическая структура учебного коллектива, включающая компоненты сплоченности, благоприятного психологического климата, высокой результативности учебной деятельности и условий для развития каждого кадета. Охарактеризована педагогическая система сплочения учебных групп кадет, рассматривающая в качестве субъектов различные контингенты учащихся, которые в данном контексте представляют собой именно гетерогенные группы, выделенные по одному из признаков (наличие одаренности, зависимое поведение, особые образовательные потребности и т.п.). Подчеркивается важность построения данной системы на начальном периоде формирования коллектива, когда с помощью диагностических средств можно увидеть и понять, насколько кадет оценивает себя как личность, выстроить процесс его адаптации и вхождения в учебную группу кадетского корпуса.

Ключевые словакадеты, психологическая структура коллектива, коллективистские отношения, учебный коллектив, сплоченность, благоприятный психологический климат, педагогическая система
Получено09.06.2022
Дата публикации04.07.2022
Кол-во символов17019
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Актуальность темы определяется проблемой формирования сплоченных кадетских групп из гетерогенного сообщества подростков, стоящих на пути личностного и профессионального самоопределения, что позволяет педагогически воздействовать на них, мотивируя на правильный выбор в определении своего дальнейшего жизненного пути. С этой целью рассмотрена и обоснована возможность развития коллективистских отношений у кадет для повышения результативности их учебной деятельности, воспитания чувств взаимовыручки и ответственности. Этому процессу в значительной мере способствуют особенности возрастного периода кадет, такие как потребность в общении со сверстниками, желание проявить себя в коллективе, стремление осознать групповую принадлежность. Данные особенности подросткового возраста рассматривались многими учеными-педагогами, в частности Д.И. Фельдштейном, охарактеризовавшим ведущую потребность подросткового возраста – социально признаваемую и социально одобряемую деятельность, дающую возможность подростку реализовать себя в социально значимых делах, обеспечивающую его признание и разнообразные отношения со взрослыми и сверстниками, расширяющую пространство социальных интересов личности, формирующую ее общественно полезную направленность [1].
2 В интересах исследования рассмотрены особенности учебной группы и выделены следующие признаки: гетерогенность учебных групп кадет, постоянное нахождение «на людях» (пребывание с товарищами во время учебы, отдыха, спорта и т.д.), зависимость личных эмоций членов группы, желаний и переживаний от психологического климата в учебной группе, связь результата учебной группы от вклада каждого обучающегося, совмещение учебы и внеучебной деятельности и др. [2].
3 С учетом представленных особенностей определено, что цель исследования – построение педагогической системы формирования высокого уровня сплоченности учебного коллектива с благоприятным психологическим климатом, способствующим повышению результативности учебной деятельности в группе.
4 Методы исследования. Работа опирается как на классические разработки в области психологии, педагогики и военной педагогики, позволяющие транслировать и адаптировать научные достижения к современным цифровым тенденциям в изучении коллективов. Исследования ученых С.Е. Поддубного, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Ю.Г. Сулимова и др. способствовали обогащению статьи дополнительными психологическими аспектами. Научные труды А.С. Макаренко, А.Н. Моргаевской, Н.Н. Обозова, Р.А. Печерицы и др. ученых-педагогов позволили раскрыть проблему сплоченности коллектива с разных точек зрения.
5 Вопросы исследования, имеющие основательную теоретическую и экспериментальную базу, представляют опору для практической деятельности преподавателей довузовских военных образовательных организаций при разработке внеклассных мероприятий.

всего просмотров: 307

Оценка читателей: голосов 0

1. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности // Избранные труды: в 2 т. Т. 1. М.: МПСИ, 2005. 568 с.

2. Моргаевская А. Н. Развитие теории коллектива в отечественной педагогике: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 2009. 190 с.

3. Губин В. А., Петрук С. А., Петрук С. С. Индивидуально-психологические характеристики обучающихся, обусловливающие совместимость и сработанность в учебной группе // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2020. Т. 34, № 2. С. 146-155.

4. Поддубный С. Е. Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и малой группы: дис. … канд. психол. наук. М., 2001.

5. Обозов Н. Н. Совместимость и срабатываемость людей. СПб.: Облик, 2000. 130 с.

6. Психологическая теория коллектива / под ред. А. В. Петровского. М.: Академия педагогических наук СССР, 1979. 316 с.

7. Жмакин Е. Г. Технология коллективно-творческого дела (КТД) как эффективный способ формирования коллектива кадет // Наука России: цели и задачи: сборник научных трудов по материалам XXIII международной научной конференции. Екатеринбург: Л-Журнал, 2020. С. 38-41.

8. Печерица Р. А. Процесс адаптации кадет к условиям моногендерного коллектива и его особенности // Актуальные вопросы педагогики: сборник статей VI Международной НПК. Пенза: Наука и Просвещение, 2021. С. 105-107.

9. Психологическая теория коллектива / под ред. А. В. Петровского. М.: Академия педагогических наук СССР, 1979. 316 с.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2022. 713 с.

11. Родякина Н. А. Сплочение коллектива пятиклассников как одно из условий успешной адаптации кадет к обучению в кадетском училище // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской НПК. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2020. С. 3534-3539.

12. Сулимов Ю. Г. Психологические основы сплочения воинского коллектива // Военная психология. 1995. № 2. С. 79.

13. Макаренко А. С. Выступления по вопросам семейного воспитания // Сочинения: в 7 т. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1957. 551 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх