А. ГАЕВСКАЯ. Холокост и звезды. Прошлое в прозе Станислава Лема

 
Название публикации (др.)A.GAJEWSKA. Zagłada i gwiazdy. Przeszłość w prozie Stanisława Lema. Poznań
Код статьиS0869544X0014970-0-1
DOI10.31857/S0869544X0014970-0
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва A.GAJEWSKA. Zagłada i gwiazdy. Przeszłość w prozie Stanisława Lema. Poznań, 2019. 242 s.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва , Ленинский проспект, 32А, Москва, Россия, 119991
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 3
Страницы147-149
Аннотация

    

Ключевые слова
Получено17.05.2021
Дата публикации17.05.2021
Кол-во символов10500
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Станислав Лем, признанный классик научно-фантастической литературы, один из самых популярных польских авторов ХХ в., прекрасно известный также и нашему читателю, вряд ли связывается в сознании последнего с опытом Холокоста. Да и в Польше более полувека этот факт ускользал от внимания читателей и литературоведов. В первую очередь это, очевидно, связано с тем, что на протяжении почти всей своей жизни сам писатель молчал и о своем еврейском происхождении, и о пережитом во время войны (даже в автобиографическом «Высоком замке», повествующем о детских годах, проведенных в довоенном Львове, Лем тщательно избегает любых упоминаний, любых деталей, которых могли бы натолкнуть читателя на возможные аллюзии). Лишь в последние годы великий польский фантаст начал говорить о своих корнях.
2 В этом смысле Лем отнюдь не является исключением – многие уцелевшие на территории Польши или вернувшиеся сюда после войны евреи десятилетиями продолжали скрывать свое происхождение, зачастую даже от собственных детей. Молчание выживших имело причины как субъективно-психологические (дистанцирование от опыта смерти, «не умещавшегося» в рамки жизни), так и связанные с социологией, макропсихологией, государственной политикой. В послевоенной Польше Холокост трактовался лишь как один из многих элементов гитлеровской политики, лагерь Аушвиц-Биркенау в 1947 г. был объявлен памятником мученичества «польского и других» народов, из массового сознания тщательно вытеснялся тот факт, что жертвами нацистов стали прежде всего евреи. Бытовой антисемитизм был по-прежнему весьма силен, вплоть до погромов, самые крупные из которых – в Кракове в августе 1945 г. и в Кельце в июле 1946 г. – вызвали панику и первую волну массовой эмиграции евреев из Польши.
3 Однако, как блестяще показывает автор книги, память о Холокосте присутствует едва ли не во всех текстах Лема. Но присутствует она в зашифрованном виде, проявляясь то в умолчаниях, то в случайных, на первый взгляд, сценах, то во внезапных сюжетных поворотах, то в гротескных образах, а прежде всего – облекаясь в форму научно-фантастических реалий. Это также объясняет, почему значимый пласт творчества автора не только весьма известного, но и достаточно исследованного так долго оставался непрочитанным (добавим, что подобным образом запечатленная путем метонимии, метафор, аллюзий, мистификаций постпамять о Холокосте таких польских авторов, как, например, Эва Курылюк или Магдалена Тулли, также долгие годы ускользала от внимания литературоведов и зачастую приводила к неверной интерпретации их произведений).
4 А. Гаевская ставит своей задачей рассмотреть творчество Лема в новом контексте (точнее – в ряде контекстов) – как значимый элемент важнейших течений польской послевоенной прозы (прежде всего тех, для которых травма войны стала базовым опытом – литературы «поколения Колумбов», малого реализма, литературы «интеллигентских расчетов» и пр.) – и сосредоточить свое внимание на проблеме связи научно-фантастических текстов с историей ХХ в. и личным опытом писателя.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 476

Оценка читателей: голосов 0

1. LaCapra D. Trauma, nieobecność, utrata // Antologia studiów nad traumą. Kraków, 2015.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх