К вопросу о субъективности философа в искусстве феноменологии (размышление над книгой)

 
Код статьиS004287440007526-3-1
DOI10.31857/S004287440007526-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №12
Страницы74-81
Аннотация

Феноменологическое внимание к вещам, само по себе проблемное, заставляет проделать два невозможных для зрительной метафоры обращения: взглянуть на того, кто возвращается к самим вещам, и устремиться к условиям его возможности. Тем большая сложность в утрате феноменологом почвы самопонятной естественной установки. С остротой, доходящей до границ разумного, данные проблемы поставлены в постфеноменологии. Новая книга российского феноменолога А. Ямпольской позволяет не только понять, как соотносятся философские подходы представителей французской постфеноменологии, но, и прежде всего, увидеть, как живет феноменологическая мысль. На материале, если не сказать «плоти», субъективности читателя и самого автора обнаруживаются и выстраиваются пересечения между современной континентальной философской мыслью и оригинально понятым наследием теоретиков русского формализма, аналитической философией, различными психологическими школами и даже средневековой патристикой. Если учесть, что практики последней восходят к классической и эллинистической античной мысли, автор демонстрирует единство философии на протяжении двух с половиной тысяч лет, единство в поисках «новой жизни». Для этого российский феноменолог обратилась к искусству, а также интерпретации чувственного опыта и творческой практики. Значимость эстезиса и праксиса понимается широко и парадигмально: от аналогии с философствованием до образца и даже самого философствования как такового. В самом сильном толковании уже не человек искусства учит философа, а философ-феноменолог оказывается большим художником, чем живописец, архитектор или поэт. Книга Анны Ямпольской предельно актуальна, она говорит о сегодняшней, современной жизни феноменологической мысли в истории философии, и показывает ее как приближение к «жизни вечной», в далеко не только узко теологическом смысле, через философскую установку мышления. И как исследовательская монография, но, прежде всего, как самостоятельное высказывание современного феноменолога, «Искусство феноменологии» помогает заново поставить вопрос: как и зачем философ превращает себя в инструмент познания?

Ключевые словафранцузская феноменология, постфеноменология, Марк Ришир, Жан-Люк Марион, Жак Деррида, русский формализм, философское обращение, теологический поворот
Получено10.12.2019
Дата публикации11.12.2019
Кол-во символов24201
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Чему учил Платон: насильно обращать и быть обращенным к Солнцу, смотреть на него прямо и возвращаться в пещеру подслеповатым возмутителем спокойствия (Государство. 515e–517a). После аналогии с принуждением и травмой нельзя обойти и ту физиологическую подробность, что созерцающий глаз можно только повернуть, но оборачиваются действием — всем телом. Отсюда фундаментальный вопрос: так как становятся философом? Правда ли, что философское теоретическое видение имеет необходимый характер, а описанный способ перехода к философской установке — лишь один из путей обращения, или сами действия, духовно-аскетическая практика, сам процесс обращения конституирует видение, а значит, разные действия создадут разные философии, либо теория и практика едины и универсальны? Повод задуматься над этими вопросами дает философ Анна Ямпольская в книге «Искусство феноменологии» [Ямпольская 2018]. Названные вопросы автор нигде прямо не ставит, но говорит о них на каждой странице. И ответы её далеки от, например, социологии знания, где альтернативы институционализированы: между сциентизмом университета и иррационализмом его задворок. Решения Ямпольской иные, интерналистские в высшей степени, доходящей до трансцендентальности. Начнем со знакомства с «Искусством феноменологии», а затем рассмотрим, что историко-философский анализ круга авторов второй половины XX – начала XXI в. может сказать, во-первых, о принципиальном понимании философии и, во-вторых, о персональном познавательном и духовном опыте всякого философа.
2 Книга А. Ямпольской уникальна. Предсказуемым для читателя могло быть качество историко-философского анализа новой французской феноменологии: автор — признанный специалист по данному вопросу, а ее прошлая большая работа, «Феноменология в Германии и Франции: проблемы метода» [Ямпольская 2013], уже стала обязательной в курсах по современной философии. Но ценность книги этим не исчерпывается. Оглавление, в котором указаны Введение и две большие части, в каждой из которых по четыре проблемные главы, подсказывает, что за исследуемыми именами и концепциями возможно самостоятельное авторское философское высказывание. Тем примечательнее, что по формальным признакам «Искусство феноменологии» не является рецензируемым научным изданием: издательство «Рипол-Классик» выпустило книгу в литературно-художественной серии «Kairos». Получается, что по всем необходимым составляющим современного научного произведения – научному аппарату, 30-страничной библиографии и по месту произведения в ряду других научных работ автора – перед нами научная монография, но без научного статуса. Можно подумать, что автор отказывается защищать произведение конвенциональными нормами. Читатель получает ровно столько научности, сколько смог взять без статусных заверений.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1421

Оценка читателей: голосов 0

1. Aliyeva, Olga V. (2013) Formation and development of the genres of Protreptic and Paraenesis in ancient and early Christian literature, PSTGU, Moscow (in Russian).

2. Janicaud, Dominique (1991) Le tournant theologique de la phenomenologie francaise, Editions de lТEclat, Paris.

3. Yampolskaya, Anna (2013) Phenomenology in Germany and France: problems of the method, RGGU, Moscow (in Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх