Theology and Scholastics: Brinks of Philosophical Interpretations

 
PIIS004287440007525-2-1
DOI10.31857/S004287440007525-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: SS Cyril and Methodius Institute of Post-Graduate Studies
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 12
Pages64-73
Abstract

The article analyzes the resource of theology, features of interconnections and, at the same time, difference in methods of philosophy and theology. Revealing the religious and denominational affiliation of theological teachings, the author draws attention to the intellectual and value-worldview importance of theology. The motive of this article was an author’s reflection on two recent monographs of Russian philosophers: Vladimir Shokhin [Shokhin 2018] and Galina Vdovina [Vdovina 2019]. The first book describes the variety of discursive practices of analytical philosophy of religion also known as a “philosophical theology”. The author of the article points to the specific consequences of the position of modern “philosophical theologians” (who should rather be attributed to an analytical tradition in philosophy), including those related to the absence of clearly defined distinctions between subject fields of natural theology and philosophy. The second work, the monograph of Galina Vdovina, focuses on the cognitive aspect of psychological sections in university scholastic courses of 17th century philosophy. Contrary to common opinions about the negative impact of theology on the development of creative thinking, it becomes clear that main philosophical innovations in scholasticism arose either within theology, or from the needs of theology, or for its purposes. The author of the article shows the important role of these two books in the formation of adequate understanding of various aspects of theology and demonstrates the feasibility of turning to scholastics as a methodology of rational cognition and the first classical system of creating of productive knowledge, which (the system) preceded as the mathematics and experimental science as the philosophical thought of the Modern Age.

Keywordstheology, philosophy, scholastics, philosophical psychology, analytical philosophy, disciplinary boundaries, methods, values
Received10.12.2019
Publication date11.12.2019
Number of characters31318
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Регулярно публикуемые в журнале «Вопросы философии» статьи, в которых специфика теологической рациональности анализируется в научно-методологическом и историко-философском контекстах [Антонов 2012; Польсков 2010; Польсков 2018] и др., позволяют нам не начинать с вопроса о том, является ли теология наукой, и если является, то в какой мере. Очевидно, что нюансы ответа на него связаны, помимо прочего, с меняющимися представлениями о научности (напр.: [Пружинин 2009, 21; Ракитов 2016, 65‒66]), об объективности научного знания [Шиповалова 2012; Шиповалова, Малышкин, 2016], а также с осмыслением дисциплинарной инвариантности теологии, науки и философии [Петров 1991, 233‒239].
2 Учитывая то, что наука никогда не была единым целым, но представляла собой конгломераты развивающихся областей с конкурирующими внутри каждой из них школами, исследовательскими программами, методами, эпистемологическими разрывами [Огурцов 2011, 464], а также принимая во внимание российский характер дискуссий в связи с вхождением теологии в научно-образовательное пространство, я предлагаю посмотреть на теологию как на современный интеллектуальный и ценностно-мировоззренческий ресурс, сфокусировав внимание на том, как подошли к ее рассмотрению два современных российских философа.
3 Новые монографии В.К. Шохина [Шохин 2018] и Г.В. Вдовиной [Вдовина 2019] написаны с разными интенциями и различными целями. Однако помимо прилагательного «философский» в заглавиях монографий, авторов объединяет профессиональный исследовательский интерес к теологии. Обращение к этим работам позволит нам показать актуальность наследия теологии, ее познавательные возможности и, при этом, нежелательность смешения теологии с различными философскими «дискурсивными практиками» [Шохин 2018, 38], в том числе, с «философской теологией» и (или) аналитической философией религии. И что особенно важно для нас, эти книги выводят к тому, что названо выше ценностно-мировоззренческим ресурсом теологии.
4 Теология как «наука о божественном» ‒ высшая среди умозрительных наук, утвердилась в «Метафизике» Аристотеля. Ее смысл, однако, раскрылся лишь в языке, на котором христианство «объясняло эллинам» свою веру. Сам термин теология органично вписался в грекоязычную святоотеческую традицию и вместе с ней распространился на латинский интеллектуальный мир. В этом плане theologia philosophica Фомы Аквинского – логичное классификационное решение: оценив масштаб и возможности аристотелевской философии, включающей не только «Метафизику», но и «Физику», и корпус малых физических сочинений («Parva naturalia»), и книги «О душе», Аквинат встроил аристотелевское учение в схоластическую систему, создав надстройку над подводящим к теологии квадривиумом. Это не значит, что аристотелевская философия заменила собой теологию. Theologia philosophica, оставаясь рациональной наукой о Боге, использующей логический инструментарий, получила новый – универсальный в ту эпоху – набор философских инструментов как подспорье в решении теологических вопросов. О том, что главным в этом названии является существительное, а не прилагательное, свидетельствует и то, что схоласты, выстраивая синонимический ряд, постепенно заменяют это понятие более сильными и общими: естественная теология (theologia naturalis) и рациональная теология (theologia rationalis), о которых будет сказано ниже. Однако важно другое: в ходе эволюции схоластического знания происходит взаимное обогащение «двух факультетов», в процессе которого не только фиксируется различие методов и задач естественной теологии и философии, но и закрепляется самостоятельный статус университетских «философских курсов» (cursus philosophicus), обретающих все большую исследовательскую глубину и все более строгое внутреннее научно-дисциплинарное деление.

Number of purchasers: 7, views: 1839

Readers community rating: votes 0

1. Antonov, Konstantin M. (2012) ‘Theology as a Scientific Specialty’, Voprosy Filosofii, Vol. 6 (2012), pp. 73–84 (in Russian).

2. Flint, Thomas P., Rea, Michael (eds.) (2013) Oxford Handbook of Philosophical Theology, Oxford University Press, Oxford (Russian translation, 2013).

3. Ogurtsov, Alexander P. (2011) Philosophy of Science: XX Century. Concepts and problems, Mir, St. Petersburg (in Russian).

4. Petrov, Mikhail K. (1991) Language. Sign. Culture, Nauka, Moscow (in Russian).

5. Polskov, Konstantin O. (2010) ‘To the question of the scientific theological method’, Voprosy Filosofii, Vol. 7 (2010), pp. 93–101 (in Russian).

6. Polskov, Konstantin O. (2018) ‘Verification and theology’, Voprosy Filosofii, Vol. 9 (2018), pp. 90–100 (in Russian).

7. Pruzhinin, Boris I. (2009) Ratio serviens? The Contours of Cultural-historical epistemology, ROSSPEN, Moscow (in Russian).

8. Rakitov, Anatoly I. (2016) ‘Epistemology of Social Sciences and Humanities’, Voprosy Filosofii, Vol. 9 (2016), pp. 63–71 (in Russian).

9. Shipovalova, Lada V. (2012) ‘On the Possible Compatibility of Historicity and Objectivity of Scientific Knowledge’, Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta, 6, 4, pp. 19–23 (in Russian).

10. Shipovalova, Lada V., Malyshkin, Evgeny V. (2016) ‘The Historical Source of Scientific Objectivity or On a Possible Answer to the Scandalous Question of Philosophy’, Voprosy Filosofii, Vol. 12 (2016), pp. 96–105 (in Russian).

11. Shmonin, Dmitry V. (2011) ‘Scholastics as a philosophy of education’, Voprosy Filosofii, Vol. 10 (2011), pp. 145–154 (in Russian).

12. Shmonin, Dmitry V. (2019) ‘Scientific rationality and Reduction to Theology’, Issues of Theology, 1, 3, pp. 280–306 (in Russian).

13. Shokhin, Vladimir K. (2018) Philosophical Theology: Canon and Variability, Nestor-Istoriya, St. Petersburg (in Russian).

14. Vdovina, Galina V. (2009) The language is not evident. Teachings on Signs in the 17th Century Scholasticism, Institute of Philosophy, Theology and History of St. Thomas, Moscow (in Russian).

15. Vdovina, Galilna V. (2019) Intentionality and life. The Philosophical Psychology of Post-Medieval Scholasticism, Centr Gumanitarnyh Iniciativ, Moscow, St. Petersburg (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up