Сознательное и бессознательное в идеологии

 
Код статьиS004287440007522-9-1
DOI10.31857/S004287440007522-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №12
Страницы31-40
Аннотация

Статья посвящена анализу роли бессознательных структур человеческой психики в формировании и распространении идеологических конструктов. Автор обращается к рассмотрению концепции «иллюзорного сознания» К. Маркса и теории бессознательного З. Фрейда, и приходит к выводу, что между ними существует определенное сходство. Индивид в рамках обеих теорий не осознает подлинных причин своих взглядов и убеждений, однако в одном случае источником его заблуждений является экономическая борьба, в другом – борьба внутренних влечений. Говоря о связи бессознательных структур психики и идеологии, автор выделяет два взаимосвязанных аспекта их отношений: генетический и функциональный. Генетический аспект позволяет проследить, в какой мере бессознательные представления влияют на формирование рационализированных конструкций, образующих идеологию. Функциональный аспект показывает, каким образом конструкты идеологии утверждают себя в социальной практике, используя в качестве средства такого утверждения апелляцию к бессознательным интенциям людей. Также оговаривается, что идеология обязана включать в себя реалистическую, рациональную компоненту, поскольку стремится к достижению реальных социальных и политических целей, а не к их фантазийному воплощению.

Ключевые словааутистическое мышление, бессознательное, «иллюзорное сознание», идеология
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках деятельности ведущей научной школы МГУ им. М.В. Ломоносова «Трансформации культуры, общества и истории: философско-теоретическое осмысление». Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-011-01097 «Социальная теория и власть: современная российская перспектива».
Получено10.12.2019
Дата публикации11.12.2019
Кол-во символов30892
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Проблема идеологии вызывала и вызывает ожесточенные споры в научном и политическом сообществах. Взгляды людей, считающих ее необходимым условием успешной политической деятельности, противостоят мнению противников идеологии, называющих ее «дефектным» сознанием, провоцирующим серьезные политические ошибки. Особую остроту эта полемика приобретает в современной России. Сторонники первого подхода считают приоритетной задачей конструирование некоторой общенациональной идеи, в основе которой лежат идеологические мотиваторы, способные мобилизовывать широкие массы людей для решения актуальных для страны проблем. Противники идеологии рассматривают ее как деструктивный фактор, ограничивающий свободу мысли и политической практики, и считают утопичным намерение создать общенациональную идеологию в условиях реального конфликта между социальными группами, образующими нашу страну.
2 Для того, чтобы разобраться в сути полемики необходимо отчетливо понимать, что такое феномен идеологии. В настоящее время существует огромное количество различных его определений. В самом широком смысле идеология понимается как совокупность идей без какой-либо определенной спецификации. В этом смысле ее содержание представляет собой некие теоретические постулаты безотносительно к их природе и значению. В рамках другой, наиболее распространенной точки зрения, идеология понимается как альтернатива научного мышления и квалифицируется как «иллюзорное сознание». При этом отмечается, что она стремится походить на науку по своей форме, но отличается от нее по содержанию. Впервые такое понимание обнаруживается в работах раннего К. Маркса.
3 Существует также понимание идеологии как особого раздела научно-теоретического знания об обществе, осмысляющего социальные процессы с точки зрения интересов той или иной социальной группы. Соответственно, она становится истинной или ложной в зависимости от того, насколько прогрессивен социальный класс, интересы которого она отображает. Такой подход встречается, к примеру, в работах В.И. Ленина. Советские ученые выделяли идеологию в качестве одного из уровней̆ общественного сознания, который надстраивается над уровнем общественной̆ психологии. При этом последняя понималась ими как совокупность чувств, настроений, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп по отдельности, а общественная идеология – как система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира и отдельных его сторон. В таком понимании она представляет собой уровень теоретического отражения мира. Отношение между общественной психологией и общественной идеологией в данном случае рассматривается как отношение между чувственным и рациональным уровнями общественного сознания: см. [Уледов 1968].

Всего подписок: 3, всего просмотров: 2129

Оценка читателей: голосов 0

1. Поддубный, Трунов 2016 – Поддубный Н.В. Трунов А.А., Почему идеология не стала наукой о рациональном мышлении? // Историческая психология и социология истории. 2016. № 2. С. 105–120.

2. Рубцов 2018 – Рубцов А.В. Превращения идеологии. Понятие идеологического в «предельном» расширении // Вопросы философии. 2018. № 7. С. 18–27.

3. Смирнова 2018 – Смирнова Е.В. Идеология как основание типологии обществ? // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2018. № 2. С. 105–118

4. Сыродеева 2018 – Сыродеева А.А. Философия и идеология: иллюзия деидеологизации (обзор «круглого стола») // Вопросы философии. 2018. № 7. С. 207–217.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх