Conscious and Unconscious in Ideology

 
PIIS004287440007522-9-1
DOI10.31857/S004287440007522-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Moscow State University M. V. Lomonosova
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 12
Pages31-40
Abstract

The article is devoted to the analysis of the role of unconscious structures of the human psyche in the formation of ideological constructs. The author turns to the consideration of the concept of hjhj “illusory consciousne”of K. Marx and S. Freud’s theory of the unconscious and concludes that there is a certain similarity between them. The individual within the framework of both theories is not aware of the real reasons of his views, however in one case the source of his errors is the economic struggle, in the other – the struggle of internal drives. The author identifies two interrelated aspects of relationship between unconscious structures and ideology: genetic and functional. The genetic aspect allows us to observe how unconscious perceptions influence the formation of rationalized structures of ideology. The functional aspect shows how ideological constructs assert themselves in social practice, by appealing to people's unconscious intentions. The author considers that the ideology must also include a realistic, rational component, since it seeks to achieve real social and political goals, and not their fantasy embodiment.

Keywordsautistic thinking, unconscious, “illusory consciousness”, ideology
AcknowledgmentThe work is done in the framework of the leading scientific school of Lomonosov Moscow State University “Transformations of culture, society and history: a philosophical and theoretical understanding”. This paper is prepared with the support of Russian Foundation for Basic Research, project № 18-011-01097 «Social Theory and Authority: Contemporary Russian Perspective».
Received10.12.2019
Publication date11.12.2019
Number of characters30892
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Проблема идеологии вызывала и вызывает ожесточенные споры в научном и политическом сообществах. Взгляды людей, считающих ее необходимым условием успешной политической деятельности, противостоят мнению противников идеологии, называющих ее «дефектным» сознанием, провоцирующим серьезные политические ошибки. Особую остроту эта полемика приобретает в современной России. Сторонники первого подхода считают приоритетной задачей конструирование некоторой общенациональной идеи, в основе которой лежат идеологические мотиваторы, способные мобилизовывать широкие массы людей для решения актуальных для страны проблем. Противники идеологии рассматривают ее как деструктивный фактор, ограничивающий свободу мысли и политической практики, и считают утопичным намерение создать общенациональную идеологию в условиях реального конфликта между социальными группами, образующими нашу страну.
2 Для того, чтобы разобраться в сути полемики необходимо отчетливо понимать, что такое феномен идеологии. В настоящее время существует огромное количество различных его определений. В самом широком смысле идеология понимается как совокупность идей без какой-либо определенной спецификации. В этом смысле ее содержание представляет собой некие теоретические постулаты безотносительно к их природе и значению. В рамках другой, наиболее распространенной точки зрения, идеология понимается как альтернатива научного мышления и квалифицируется как «иллюзорное сознание». При этом отмечается, что она стремится походить на науку по своей форме, но отличается от нее по содержанию. Впервые такое понимание обнаруживается в работах раннего К. Маркса.
3 Существует также понимание идеологии как особого раздела научно-теоретического знания об обществе, осмысляющего социальные процессы с точки зрения интересов той или иной социальной группы. Соответственно, она становится истинной или ложной в зависимости от того, насколько прогрессивен социальный класс, интересы которого она отображает. Такой подход встречается, к примеру, в работах В.И. Ленина. Советские ученые выделяли идеологию в качестве одного из уровней̆ общественного сознания, который надстраивается над уровнем общественной̆ психологии. При этом последняя понималась ими как совокупность чувств, настроений, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп по отдельности, а общественная идеология – как система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира и отдельных его сторон. В таком понимании она представляет собой уровень теоретического отражения мира. Отношение между общественной психологией и общественной идеологией в данном случае рассматривается как отношение между чувственным и рациональным уровнями общественного сознания: см. [Уледов 1968].

Number of purchasers: 3, views: 2123

Readers community rating: votes 0

1. Poddubny, Nikolai V. Trunov, Anatoly A. (2016) “Why did not Ideology Become a Science of Rational Thinking?” Historical Psychology & Sociology, Vol. 9, No 2, pp. 105–120.

2. Rubtsov, Alexander V. (2018) ”The Transformation of Ideology. The Concept of the Ideological in the 'Extreme' Expansion”, Voprosy Filosofii, Vol. 7 (2018), pp. 18–27.

3. Smirnova, Elizaveta V. (2018) “Totalitarian Stylization of Ideology as the Basis of a Typology of Societies?” Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya. Vol 2 (2018) pp. 105–118.

4. Syrodeeva, Asya A. (2018) ”Philosophy and Ideology: Illusion of the Deideologization (Review of the 'Round Table')”, Voprosy Filosofii, Vol. 7 (2018), pp. 207–217.

Система Orphus

Loading...
Up