Согласованность индивидуальных и культурных ценностей как фактор защищенности подростков от булинга в школьной среде

 
Код статьиS020595920000440-0-1
DOI10.31857/S020595920000072-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: зав. кафедрой общей психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий
Аффилиация: Удмуртский государственный университет
Адрес: 426034, г. Ижевск, ул.Университетская, 1, Россия.
Должность: Аспирант кафедры общей психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий
Аффилиация: Удмуртский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, Россия
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 39 №4
Страницы72-85
Аннотация

Представлены результаты анализа взаимной совместимости культурных и личностных ценностей подростков как фактора их защищенности от деструкций в образовательных отношениях. Проверялась гипотеза о том, что согласование ценностей учащихся на индивидуальном и культурном уровнях в монокультурной образовательной среде обеспечивает их психологическую защищенность от деструкций в отношениях со сверстниками и учителями. В исследовании приняли участие 187 подростков (75 юношей, 112 девушек) в возрасте от 14 до 17 лет (M = 15.6, Med = 16, SD = 1.04), обучающихся в общеобразовательных организациях с этнокультурным компонентом, предполагающим углубленное изучение родных для подростка языка и культуры (удмуртской, татарской, русской). По результатам кластеризации учащиеся были разделены на 4 группы с условными названиями: зрелые (взаимная совместимость ценностей на каждом уровне), гедонисты (завышенные значения ценностей удовольствия и наслаждения на каждом уровне), максималисты (завышенные значения ценностей индивидуализма на каждом уровне) и нигилисты (несовместимость ценностей на каждом уровне). В ходе обобщения результатов множественного регрессионного анализа установлено: 1) во всех выделенных группах фактором психологической защищенности от деструкций в образовательных отношениях “ученик–ученик” являются ценности субъектной регуляции: Самостоятельность, Стимуляция (они объясняют до 26% дисперсии данных), 2) во всех выделенных группах фактором психологической защищенности в образовательных отношениях “ученик–учитель” становятся согласованные (взаимно совместимые) индивидуальные и культурные ценности (они объясняют до 25% дисперсии данных).  

Ключевые словамонокультурная образовательная среда, образовательные отношения, психологическая безопасность, психологическая защищенность, согласованность ценностей, индивидуальные различия, старший школьный возраст
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 17-16-59007 а(р)). The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (Project No. 17-16-59007 a (p)).
Получено14.10.2018
Дата публикации14.10.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 360

Оценка читателей: голосов 0

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб.: СОЮЗ, 2002.

2. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности. Под ред. И.А. Баевой. М., СПб.: Нестор-История, 2011.

3. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности. М.: Советский писатель, 1990.

4. Гриценко В.В., Ковалева Ю.В. Связь ценностей культуры с нормами и типами просоциального поведения русских и белорусов // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 56–67.

5. Журавлев А.Л., Тарабрина Н.В. Психологическая безопасность: на пути к комплексным, междисциплинарным исследованиям // Проблемы психологической безопасности/ Отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. М.: Издво “Институт психологии РАН”, 2012. С. 5–21.

6. Качимская А.Ю. Психологическая безопасность личности и ее сопровождение в образовании: Учебно-методическое пособие. Иркутск: ФГБОУ ВПО “Восточно-Сибирская государственная академия образования”, 2013.

7. Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии: основания и проблемы // Психологические исследования. 2010. № 3(11). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n311/320-kornilova11.html (Дата обращения 13.02.2018).

8. Краснянская Т.М. Личная безопасность человека в проблемном поле психологии безопасности // Вестник Ставропольского университета. 2005. Вып. 40. С. 145–153.

9. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007.

10. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд. М.: Смысл, 2003.

11. Менг Т.В., Лабунская Н.А. Образовательная среда: подходы к раскрытию понятия // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития: материалы шестой научнопрактической конференции / научный ред. С.В. Тарасов. СПб.: Образование-Культура, 2001. С. 19–21.

12. Руденский Е.В. Дефект социализации личности учащегося в образовательном процессе школы: генезис, феноменология, онтология. Теоретико-экспериментальное основание социально-педагогической виктимологии. Кемерово: КРИПКиПРО, 2003.

13. Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 1. С. 120–132.

14. Сухарев А.В. Сравнительный этнофункциональный анализ социальных и педагогических показателей психологической адаптации личности (на примере нивхов, чукчей и русских) // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2015. № 1(72). С. 23–28.

15. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Методы этнической и кросскультурной психологии: учеб-метод. пособие. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.

16. Урсул А.Д. Синергетический подход к исследованию безопасности // NB: Национальная безопасность. 2012. № 2. С. 1–47. URL: http://e-notabene.ru/nb/article_207.html (Дата обращения 13.02.2018).

17. Фельдштейн Д.И. Функциональная нагрузка академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества (доклад на общем собрании РАО 29 октября 2013 г.) // Проблемы современного образования. № 5. 2013. URL: http://pmedu.ru/res/2013_5_2.pdf (Дата обращения 13.02.2018).

18. Хотинец В.Ю. Со-бытие культур. Психологические универсалии в культурном многообразии. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005.

19. Хотинец В.Ю. Методологические основы этнической и кросскультурной психологии: учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2012.

20. Хотинец В.Ю. Особенности социализации и индивидуализации субъектов образовательного пространства в поликультурных условиях // Индивидуальность растущего человека в условиях современной школы / Под ред. Б.А. Вяткина. Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2015. С. 59–73.

21. Хотинец В.Ю., Мышкина С.А. Психологические особенности учебно-познавательной активности студентов разных этнических групп // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 6. С. 60–75.

22. Хотинец В.Ю., Сунцова Я.С. Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции межличностного взаимодействия // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 6. С. 17–29.

23. Alsaker F., Nägele C. Bullying in kindergarten and prevention // Understanding and addressing bullying: An international perspective PrevNet publication series / D. Pepler, W. Craig (Eds.). 2008. Vol. 1. P. 230–248.

24. Baeva I.A., Bordovskaia N.V. The psychological safety of the educational environment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers // Psychology in Russia: state of the art. 2015. T. 8. № 1. C. 86–99.

25. Carran D.T., Kellner M.H. Characteristics of bullies and victims among students with emotional disturbance attending approved private special education schools // Behavior disorders. 2009. Vol. 34. № 3. P. 151–163.

26. Goldstein S.E., Young A., Boyd C. Relational aggression at school: associations with school safety and social climate //Journal of youth and adolescence. 2008. Vol. 37. № 6. P. 641–654.

27. Harel-Fisch Y., Fogel-Grinvald H., Amitai G., Walsh S.D., Pickett W., Molcho M., Due P., De Matos M.G., Craig W. Negative school perceptions and involvement in school bullying: a universal relationship across 40 countries // Journal of adolescence. 2011. Vol. 34. № 4. P. 639–652.

28. Khotinets V. Bullying and victimization of students and teachers from ethnic minority groups // Language and superdiversity: explorations and interrogations. Finland: University of Jyväskylä, 2013. P. 181.

29. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Conceptualization of safety principle of educational practices // Журнал министерства народного просвещения. 2015. № 4 (6). С. 180–188.

30. Meyer-Adams N., Conner B.T. School violence: bullying behaviors and the psychosocial school environment in middleschools // Children & schools. 2008. Vol. 30. № 4. P. 211–221.

31. Salmivalli C. Bullying and the peer group: a review // Aggression and violent behavior. 2010. 15. P. 112–120.

32. Schwartz S.H. Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations // Measuring attitudes crossnationally: Lessons from the European social survey / Ed. by R. Jowell, C. Roberts, K. Fitzgeral, G. Eva. London: Sage Publications, 2007. P. 169–204.

33. Seaton E.K., Yip T. School and neighborhood contexts, perceptions of racial discrimination, and psychological wellbeing among African American adolescents // Journal of youth and adolescence. 2009. Vol. 38. № 2. P. 153–163

34. Twemlow S.W., Fonagy P., Sacco F.C., Brethour J.R. Teachers who bully students: a hidden trauma// International journal of social psychiatry. 2006. 52(3). P. 187–198.

35. Veenstra R., Lindenberg S., Oldehinkel A.J., De Winter A.F., Verhulst F.C., Ormel J. Bullying and victimization in elementary schools: a comparison of bullies, victims, bully/victims, and uninvolved preadolescents // Developmental psychology, 2005. 41. P. 672–682.

36. Williford A. Transitions between subclasses of bullying and victimization when entering middle school // Aggressive behavior. 2014. Vol. 40. № 1. P. 24–41.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх