Понимание Востока в общественной мысли Бенгальского Возрождения. Свами Вивекананда. Письмо из Иокогамы 10 июля 1893 г. Перевод и примечания Т.Г. Скороходовой

 
Код статьиS004287440007364-5-1
DOI10.31857/S004287440007364-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Пензенский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Пенза
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №11
Страницы200-214
Аннотация

Понимание Востока как особая часть «третьемирского дискурса» (Е.Б. Рашковский) представляет собой феномен общественной мысли незападных модернизирующихся обществ. На основе источников по истории мысли Бенгальского Возрождения XIX – первой трети XX вв. автор описывает процесс понимания Востока индийскими интеллектуалами. В этом феномене присутствует поиск идентичности, межцивилизационный диалог и самопонимание стран Азии. Понимание Востока бенгальцами представлено в двух измерениях: реальное или воображаемое «паломничество в страну Востока» (Г. Гессе) и комплекс тем, касающихся Востока. В первом была открыта и осмыслена инаковость Китая, Японии и других стран Азии по отношению к Индии, а также их опыт взаимодействия с Западом. Двигаясь от понимания отдельных стран к поиску некоторой их общности, Свами Вивекананда, Рабиндранат Тагор и другие интеллектуально завершили выход из традиционной закрытости и замкнутости Индии на себе. Размышляя о современном состоянии и перспективах восточных обществ, бенгальские мыслители пришли к идее продуктивного сочетания духа и культурного наследия Востока с духовными, научными, техническими, институциональными и культурными достижениями Запада в модернизации и развитии. Их идея «восточного ренессанса» – проект интеграции азиатских стран в мир современной экономики, социальности, политики и культуры без забвения своего внутреннего духа и идентичности.

Ключевые слова«третьемирский дискурс», понимание Востока, Бенгальское Возрождение, социальная философия, «паломничество в страну Востока», «восточный ренессанс», Индия, Китай, Япония, Новое время
Получено04.12.2019
Дата публикации05.12.2019
Кол-во символов37863
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Встреча стран Востока с Западом, его цивилизацией и культурой стала в истории модернизирующихся обществ исходной точкой развертывания процессов осмысления собственной культуры и цивилизации, понимания себя и самоопределения в мире. Эти процессы в общественной мысли незападных стран XIX–XX вв. связаны с пониманием Другого, в качестве которого для интеллектуалов выступает Запад, его страны, народы, цивилизация и культура. См.: [Лысенко 2009; Скороходова 2010а, Скороходова 2010б]. Понимание Запада как Другого постоянно стимулирует понимание собственной страны, её культуры, общества, истории, цивилизации. Однако в этом межцивилизационном диалоге, который ведут интеллектуалы, только на первый взгляд присутствуют два условных субъекта – незападное общество («мы») и Запад («Другой»). Есть и третья сторона-субъект – Восток/Азия как цивилизационный ареал, так или иначе относящийся к незападному обществу: оно либо максимально близко к Востоку (как Россия), либо географически, цивилизационно и культурно является его частью (как арабские страны, Индия, Китай, Япония). И от того, насколько широк и глубок вектор понимания Востока – «своего Другого», Другого-ближнего – не менее, чем от понимания Запада, зависит содержание общественной мысли.
2 Понимание Востока – один из аспектов феномена, который Е.Б. Рашковский называет «третьемирским дискурсом» и определяет его как одну из допустимых и притом условных «единиц описания истории», позволяющих анализировать самые общие и принципиальные духовные структуры третьего мира [Рашковский 2008, 139–141]. Ключевая проблематика «третьемирского дискурса» – «Запад и мы – мы и Запад», и в её социопсихологическую структуру входит, по мысли Е.Б. Рашковского, три положения, разворачиваемые «на манер некоей гегелевской триады»:
3 «мы – не Запад» (тезис); мы – в орбите неотторжимых его влияний (антитезис); мы вынуждены в поисках самих себя в условиях западного вызова встраиваться в открывшийся нам мiр, исходя из собственных культурных и духовных предпосылок (синтез, которому, по сути, несть конца)…» [Рашковский 2008, 152].
4 Предельно общая, эта схема имеет широкие эвристические возможности, если ее положения превратить в незаконченные и предположить, что их завершения-следствия в незападной общественной мысли отобразят её движение в процессе понимания Востока и самообретения:
5 – мы – Восток/часть Востока (тезис); – мы тоже способны влиять на Запад (антитезис); – наш восточный социокультурный опыт не менее значим для нашего вхождения в мир современности, нежели западные достижения и институты.
6 В истории общественной мысли незападных стран одним из содержательных примеров понимания Востока представляется интеллектуальное постижение его мыслителями Бенгальского Возрождения – одного из национально-культурных ренессансов в модернизирующихся странах, связанного с обретением путей их интеграции в современный мир и созданием национальных культур Нового времени [Dasgupta 2010; Dasgupta 2012]. Понимание Востока в колониальной Индии, медленно и довольно поверхностно вовлекаемой в модернизационные процессы, представляет интерес и как часть третьемирского дискурса, поскольку мыслители стремятся сформировать адекватную общеиндийскую идентичность для страны, и как часть диалога между Индией и другими цивилизациями Азии, и как часть понимания индийцами самих себя – поскольку пониманию Востока как Другого-ближнего противостоит искушение отождествить Индию с Востоком.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1226

Оценка читателей: голосов 0

1. Dasgupta, Subrata (2010) Awakening: the Story of the Bengal Renaissance, Random Ќouse Publishers, Noida.

2. Dasgupta, Subrata (2012) The Bengal Renaissance: Identity and Creativity from Rammohun Roy to Rabindranath Tagore, Permanent Black, Delhi.

3. Das Gupta Sakti (1961) TagoreТs Asian Outlook, Nava Bharati, Calcutta.

4. Lysenko, Victoria G. (2009) УKnowledge of AnotherТs as the Way of Self-KnowledgeФ, Voprosy Filosofii, Vol. 11 (2009), pp. 61Ц77 (in Russian).

5. Rashkovsky, Evgeniy B. (2008) Meanings in History: Studies on History of Belief, Knowing and Culture, ProgressЦTradition, Moscow (in Russian).

6. Rashkovsky, Evgeniy B. (1990) Scientific Knowledge, Science Institutions and Intelligentsia in Eastern Countries in XIXЦXX centuries, Nauka, Moscow (in Russian).

7. Raychaudhuri, Tapan (1988) Europe Reconsidered. Perceptions of the West in the Nineteenth Century Bengal, Oxford University Press, New Delhi etc. (2nd ed. 2006).

8. Skorokhodova, Tatiana G. (2010) УResearch Methodology for Problem of Understanding of Other and Dialogue in Non-Western Modernizing Societies (An example of the Bengal Renaissance)Ф, Asiatica: Research in Philosophy and Cultures of the East., Issue 4, Ed. by Sergey V. Pakhomov, Saint-Petersburg University Press, Saint-Petersburg, p. 87Ц105 (in Russian).

9. Skorokhodova, Tatiana G. (2010) УUnderstanding of Other in the Philosophy of the Bengal RenaissanceФ, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2010), pp. 141Ц151 (in Russian).

10. Skorokhodova, Tatiana G. (2011) УJourney to the WestФ in the Experience of the Bengal Renaissance Thinkers, Voprosy Filosofii, Vol. 11 (2011), pp. 163Ц173 (in Russian).

11. Skorokhodova Tatiana G. (2013) УAnglophilism of Bengali intellectuals: the way to yourself from the recognition of the OtherФ, Voprosy Filosofii, Vol. 11 (2013), pp. 163Ц173 (in Russian).

12. Skorokhodova, Tatiana G. (2017) СУEast Ц WestФ Problem in Social Thought of the Bengal RenaissanceТ, Voprosy Filosofii, Vol. 12 (2017), pp. 147Ц158 (in Russian).

13. von Stietenkron, Heinrich (2017) Der Hinduismus, C.H. Beck, Mu?nchen.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх