Understanding of the East in Social Thought of the Bengal Renaissance. Swami Vivekananda – Letter from Yokohama, June 10, 1893. Translated into Russian by Tatiana G. Skorokhodova

 
PIIS004287440007364-5-1
DOI10.31857/S004287440007364-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: professor
Affiliation: Penza State University
Address: Penza, Russia
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 11
Pages200-214
Abstract

The understanding of the East as special part of ‘third-world discourse’ (Eugene B. Rashkovsky) is a phenomenon of social thought in Non-Western modernizing countries. Based on the Bengal Renaissance sources, the author describes the process of understanding of the East by Indian thinkers in last nineteenth– early twentieth century. The phenomenon includes searching for identity, inter-civilizational dialogue and self-knowledge in understanding of Asian countries. Bengal understanding of the East presented as contains of two aspects: real or imaginary ‘Journey to the East’ (Herman Hesse) and a complex of the themes on the East. In the former the otherness of China, Japan and other Asian countries was discovered and considered, as well as the modern experience in interactions with the West. From the understanding of individual countries to searching for some communion in ones, Bengal thinkers tried to mark the East’s problems and perspectives in Modernity. By the understanding of the East, Swami Vivekananda, Rabindranath Tagore and others have intellectually finished the exit from traditional Indian closeness and introversion. Thinking on modern condition and perspectives of Eastern societies, Bengal thinkers had come to idea of productive combination of spirit and culture heritage of the East with spiritual, scientific, technical, institutional and cultural achievements of the West in modernization and development. Their idea of ‘Eastern renaissance’ is the project of integration of Asian countries in the Modern world of modern economy, sociality, politics and culture without forgetting of their own inner spirit and identity.

Keywords‘third-world discourse’, understanding of the East, the Bengal Renaissance, social philosophy, ‘Journey to the East’, ‘Eastern renaissance’, India, China, Japan, Modernity
Received04.12.2019
Publication date05.12.2019
Number of characters37863
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Встреча стран Востока с Западом, его цивилизацией и культурой стала в истории модернизирующихся обществ исходной точкой развертывания процессов осмысления собственной культуры и цивилизации, понимания себя и самоопределения в мире. Эти процессы в общественной мысли незападных стран XIX–XX вв. связаны с пониманием Другого, в качестве которого для интеллектуалов выступает Запад, его страны, народы, цивилизация и культура. См.: [Лысенко 2009; Скороходова 2010а, Скороходова 2010б]. Понимание Запада как Другого постоянно стимулирует понимание собственной страны, её культуры, общества, истории, цивилизации. Однако в этом межцивилизационном диалоге, который ведут интеллектуалы, только на первый взгляд присутствуют два условных субъекта – незападное общество («мы») и Запад («Другой»). Есть и третья сторона-субъект – Восток/Азия как цивилизационный ареал, так или иначе относящийся к незападному обществу: оно либо максимально близко к Востоку (как Россия), либо географически, цивилизационно и культурно является его частью (как арабские страны, Индия, Китай, Япония). И от того, насколько широк и глубок вектор понимания Востока – «своего Другого», Другого-ближнего – не менее, чем от понимания Запада, зависит содержание общественной мысли.
2 Понимание Востока – один из аспектов феномена, который Е.Б. Рашковский называет «третьемирским дискурсом» и определяет его как одну из допустимых и притом условных «единиц описания истории», позволяющих анализировать самые общие и принципиальные духовные структуры третьего мира [Рашковский 2008, 139–141]. Ключевая проблематика «третьемирского дискурса» – «Запад и мы – мы и Запад», и в её социопсихологическую структуру входит, по мысли Е.Б. Рашковского, три положения, разворачиваемые «на манер некоей гегелевской триады»:
3 «мы – не Запад» (тезис); мы – в орбите неотторжимых его влияний (антитезис); мы вынуждены в поисках самих себя в условиях западного вызова встраиваться в открывшийся нам мiр, исходя из собственных культурных и духовных предпосылок (синтез, которому, по сути, несть конца)…» [Рашковский 2008, 152].
4 Предельно общая, эта схема имеет широкие эвристические возможности, если ее положения превратить в незаконченные и предположить, что их завершения-следствия в незападной общественной мысли отобразят её движение в процессе понимания Востока и самообретения:
5 – мы – Восток/часть Востока (тезис); – мы тоже способны влиять на Запад (антитезис); – наш восточный социокультурный опыт не менее значим для нашего вхождения в мир современности, нежели западные достижения и институты.
6 В истории общественной мысли незападных стран одним из содержательных примеров понимания Востока представляется интеллектуальное постижение его мыслителями Бенгальского Возрождения – одного из национально-культурных ренессансов в модернизирующихся странах, связанного с обретением путей их интеграции в современный мир и созданием национальных культур Нового времени [Dasgupta 2010; Dasgupta 2012]. Понимание Востока в колониальной Индии, медленно и довольно поверхностно вовлекаемой в модернизационные процессы, представляет интерес и как часть третьемирского дискурса, поскольку мыслители стремятся сформировать адекватную общеиндийскую идентичность для страны, и как часть диалога между Индией и другими цивилизациями Азии, и как часть понимания индийцами самих себя – поскольку пониманию Востока как Другого-ближнего противостоит искушение отождествить Индию с Востоком.

Number of purchasers: 0, views: 1225

Readers community rating: votes 0

1. Dasgupta, Subrata (2010) Awakening: the Story of the Bengal Renaissance, Random Íouse Publishers, Noida.

2. Dasgupta, Subrata (2012) The Bengal Renaissance: Identity and Creativity from Rammohun Roy to Rabindranath Tagore, Permanent Black, Delhi.

3. Das Gupta Sakti (1961) Tagore’s Asian Outlook, Nava Bharati, Calcutta.

4. Lysenko, Victoria G. (2009) “Knowledge of Another’s as the Way of Self-Knowledge”, Voprosy Filosofii, Vol. 11 (2009), pp. 61–77 (in Russian).

5. Rashkovsky, Evgeniy B. (2008) Meanings in History: Studies on History of Belief, Knowing and Culture, Progress–Tradition, Moscow (in Russian).

6. Rashkovsky, Evgeniy B. (1990) Scientific Knowledge, Science Institutions and Intelligentsia in Eastern Countries in XIX–XX centuries, Nauka, Moscow (in Russian).

7. Raychaudhuri, Tapan (1988) Europe Reconsidered. Perceptions of the West in the Nineteenth Century Bengal, Oxford University Press, New Delhi etc. (2nd ed. 2006).

8. Skorokhodova, Tatiana G. (2010) “Research Methodology for Problem of Understanding of Other and Dialogue in Non-Western Modernizing Societies (An example of the Bengal Renaissance)”, Asiatica: Research in Philosophy and Cultures of the East., Issue 4, Ed. by Sergey V. Pakhomov, Saint-Petersburg University Press, Saint-Petersburg, p. 87–105 (in Russian).

9. Skorokhodova, Tatiana G. (2010) “Understanding of Other in the Philosophy of the Bengal Renaissance”, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2010), pp. 141–151 (in Russian).

10. Skorokhodova, Tatiana G. (2011) “Journey to the West” in the Experience of the Bengal Renaissance Thinkers, Voprosy Filosofii, Vol. 11 (2011), pp. 163–173 (in Russian).

11. Skorokhodova Tatiana G. (2013) “Anglophilism of Bengali intellectuals: the way to yourself from the recognition of the Other”, Voprosy Filosofii, Vol. 11 (2013), pp. 163–173 (in Russian).

12. Skorokhodova, Tatiana G. (2017) ‘“East – West” Problem in Social Thought of the Bengal Renaissance’, Voprosy Filosofii, Vol. 12 (2017), pp. 147–158 (in Russian).

13. von Stietenkron, Heinrich (2017) Der Hinduismus, C.H. Beck, Mu?nchen.

Система Orphus

Loading...
Up