Судьба гандизма: почитание или забвение?

 
Код статьиS004287440007362-3-1
DOI10.31857/S004287440007362-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №11
Страницы164-174
Аннотация

Какова судьба духовного наследия Махатмы Ганди – «Апостола ненасилия» и «Отца нации»? Сохраняет ли оно свою значимость? Кто, как и почему демонстрирует пафосное почитание, за которым скрываются обман и забвение? В поисках ответов на поставленные вопросы статья напоминает о наиболее актуальных особенностях всеобъемлющего проекта ненасилия: выдвижение высоких идей и одновременно конкретные широкомасштабные действия по их осуществлению; достижение целей, казавшихся утопичными, мужественным упорством, сочетаемым с реалистической оценкой ситуации и прагматичным выбором средств борьбы. Ненасильственная стратегия вырабатывалась с учетом реальных условий и возможностей: изгнание колонизаторов с использованием силовой тактики неизбежно вылилось бы в многолетнее массовое кровопролитие. «Пробуждение» индийцев к освободительному движению требовало дифференцированного подхода, учитывающего психический склад и интересы многомиллионного населения. Сатьяграха стала эффективным способом привлечения к протестному движению. Гандистский проект будущего предусматривал превращение Индии в Рамараджья как «Царство Рамы», символизирующе справедливость, а не в «Хинду раштра» – проект индусского радикализма, приверженного архаичным традициям и устаревшим правовым нормам. Отдавая должное заслугам Ганди, непростительно подходить к его наследию некритично, соглашаясь, например, с его непримиримой критикой модернизации. Возможно, позиция Ганди была оправдана в период, когда главной задачей было обретение свободы от колониализма. Гандистские методы ведения борьбы отличались мирным характером, но они преследовали революционные цели – свержение власти метрополии. В тот момент истории романтизация западной цивилизации не могла быть привлекательной для широких масс. Для объединения в широкое общенациональное движение, мотивированное высокими этическими идеалами, необходимо было «Послание», которое нес им Ганди. Сегодня исторический момент принципиальной иной: страна суверенна, она вошла в число ведущих держав мира. Чтобы идти дальше по пути ликвидации нищеты и неравенства, вырваться вперед и стать одним из полюсов многополярной цивилизации, Индии необходимо определиться с ориентацией в глобальном мире, проявляя бережное отношение к духовному наследию и способность его критического осмысления. Пафосное восхваление, ложь и забвение оскорбляют память о Махатме Ганди, а современникам и будущим поколениям они наносят ущерб.

Ключевые словаГанди, ненасильственное сопротивление, сатьяграха, расизм, каста, индусский радикализм, модернизация, рамараджья
Получено04.12.2019
Дата публикации05.12.2019
Кол-во символов37826
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 День рождения «Отца нации» Мохандаса Карамчанда Ганди является одним из трех, официальных общенациональных праздников Индии наряду с Днем независимости – 15 августа и Днем Республики 26 января. Этот же день – 2 октября – по решению Генеральной Ассамблеи ООН от 15 июня 2007 г. объявлен «Международным Днем ненасилия».
2 150 лет со дня рождения Махатмы Ганди в 2019 г. отмечается масштабно. По инициативе правительство и лично премьер-министра Нарендры Моди центральное место в праздновании занимает всеиндийская кампания «Swach Bharat» («Чистая Индия»). За пять лет до наступления торжеств Н. Моди объявил о начале кампании за общенациональную чистоту: обеспечение туалетами; внедрение системы удаления твердых и жидких отходов; безопасное и достаточное водоснабжение; создание чистых деревень. Он призвал добиться всего сказанного к октябрю 2019 г. и тем самым «отблагодарить» отца нации в день 150-й день его рождения. Премьер-министр утверждал, что кампания за чистоту – вне политики, она выражает патриотизм и только. Это не пропагандистский лозунг, а осознание каждым индийцем своей ответственности, долга перед памятью Ганди, мечта которого о чистоте Индии до сих пор не сбылась.
3 Многие сочтут странным и даже неуместно приземленным сосредоточение внимания на санитарии в общенациональной кампании по празднованию дня рождения Ганди, нареченного за свои возвышенные идеи Махатмой (махатма – «великая душа»)1. Тем, кто знаком с Индией не понаслышке, не по кратким деловым или туристическим поездкам, а жил в стране или хорошо знаком с ее историей и культурой, с образом повседневной жизни, повышенное внимание к гигиене понятно. Действительно, Ганди многократно обращался к соотечественникам с призывом соблюдать гигиену на благо личного здоровья, общества в целом и окружающей природной среды. Более того, он детально излагал программу действий, убеждая их в том, что соблюдение гигиены должно стать неотъемлемой частью их образа жизни [Gandhi 1925]. 1. Данный эпитет в индуизме применяется к высоко духовным и даже сверхмирским личностям, например, к риши в эпосе, к Кришне – аватаре бога Вишну в «Бхагавад-гите». В современной Индии уважительный титул добавляется к имени особо почитаемых лиц. Рабиндранат Тагор был первым, кто назвал Ганди Махатмой.
4 Выдвижение высокой идеи, которая в данной исторической ситуации выглядит утопией, и одновременно конкретные широкомасштабные действия по ее реализации, характерны для всеобъемлющего проекта ненасилия. Ганди первым в истории превратил традиционный концепт индийской культуры ахимса (санскр. «невреждение») в универсальный принцип нравственности: в личной жизни, в политике, в экономике, в отношении к природе, в расовых, межрелигиозных и кастовых отношениях, в вопросах войны и мира. Именно поэтому его называют «Апостолом ненасилия».
5 Начало было положено во время пребывания в Южной Африке. В 1907 г. здесь был принят «Черный закон», закрепляющий расистскую дискриминацию по отношению к азиатам в Трансваале. Отмена дискриминации казалась невозможной, а потому утопичной мечтой. Слишком незначительно было число индийцев: 150 тысяч на 7 миллионов общего населения Южно-Африканского Союза, из которых 2 миллиона белых. Вооруженное насильственное сопротивление было обречено на провал. Трезвый расчет и в еще большей степени нравственная убежденность Ганди, считавшего, что принцип «око за око» ведет лишь к ослеплению обеих сторон, подсказали ему неожиданный для других, но единственно приемлемый для него самого выход – прибегнуть к организации массового ненасильственного сопротивления. Он назвал его сатьяграха (санскр. «упорство в истине»), чтобы точно обозначить цель на понятном соотечественникам языке: им предстоит отстоять свою правду, свои права и достоинство, выдержав любые испытания.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1342

Оценка читателей: голосов 0

1. Bhattacharya, Krishna Chandra (2011) УSwariaj in IdeasФ, Bhushan, Nalini, Garfield, Jay L., Indian Philosophy in English from Renaissance to Independence, Oxford University Press New York, pp. 103Ц115.

2. Chakravarty, Bikash (2010) УTagoreТs Swadeshi Samaj. Debates on NationalismФ, Indian Perspectives, Vol. 24. No. 2/210, pp. 76Ц79.

3. Kabir, Humayun, ed. (1959) Maulana Abul Kalam Azad: A Memorial Volume, Asia Publishing House, Bombay.

4. Kumar, Ajit (2000) УGood Bye Mr. Gandhi Ц Awaken Thy Moral CourageФ, Gandhi Marg, Vol. 22. No 3. http://gandhisevagramashram.org/gandhi-articles/good-bye-gandhi-awaken-thy-moral-courage.php.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх