Fate of Gandhi's Heritage: Honoring or Oblivion?

 
PIIS004287440007362-3-1
DOI10.31857/S004287440007362-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Philosophy RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 11
Pages164-174
Abstract

What is the fate of the spiritual heritage of Mahatma Gandhi as the "Apostle of non-violence" and "The Father of Nation? Whether it retains its relevance for India and for the world as a whole? Who, how and why demonstrates too bombastic reverence, behind which hides the deception and oblivion? In search of answers to the questions raised, the article recalls the most relevant features of the comprehensive project of Nonviolence: the advancing of high ideas along with specific large-scale actions to implement them; the achievement of the goals, seemingly utopian, by courageous tenacity backed by a realistic assessment of the situation and a pragmatic choice of the ways to victorious fight. The nonviolent strategy has been formulated in the light of the actual conditions and opportunities: the expulsion of the colonizers by using violent tactics inevitably would result in longstanding bloodshed. "Waking up" Indians to liberation movement required a differentiated approach that takes into account the mental warehouse and heterogeneous interests of the population. Satyagraha was the effective way of attracting to the protest movement. Gandhi had shown an amazing realistic pragmatism in selecting individual approach to Muslims, untouchables, women. His project for the future meant the transformation of India in "Ramarajya" as "Kingdom of Justice" rather than in "Hindu Rashtra" – a project of the Hindu radicalism - committed to archaic traditions and legal provisions. Paying tribute to Gandhi, it would be unforgivable to approach to his heritage uncritically, accepting, for example, his relentless criticism of modernization. Perhaps Gandhi's position was justified at a time when the main objective was to regain freedom from colonialism. Gandhi’s methods of struggle were characterized by peaceful nature, but they chased the revolutionary goal to overthrow the power of the metropolis. At that time any idealization of Western civilization could not be attractive to the masses. To combine into a broad national movement, motivated by high ethical ideals, it was needed that message, which had been carried by Gandhi. Today India is a sovereign state. It has become one of the leading powers of the world. To go ahead to the complete elimination of poverty and inequality, to become one of the poles of the future civilization, India should chose its orientation maintaining lean attitude toward its cultural heritage and the ability of its critical evaluation. Incredible praising, misrepresentation, or oblivion equally insults the memory of Mahatma Gandhi. They are no less damaging for the contemporaries and for future generations.

KeywordsGandhi, non-violence, satyagraha, racism, сaste system, Hindu radicalism, modernization, Ramarajya
Received04.12.2019
Publication date05.12.2019
Number of characters37826
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 День рождения «Отца нации» Мохандаса Карамчанда Ганди является одним из трех, официальных общенациональных праздников Индии наряду с Днем независимости – 15 августа и Днем Республики 26 января. Этот же день – 2 октября – по решению Генеральной Ассамблеи ООН от 15 июня 2007 г. объявлен «Международным Днем ненасилия».
2 150 лет со дня рождения Махатмы Ганди в 2019 г. отмечается масштабно. По инициативе правительство и лично премьер-министра Нарендры Моди центральное место в праздновании занимает всеиндийская кампания «Swach Bharat» («Чистая Индия»). За пять лет до наступления торжеств Н. Моди объявил о начале кампании за общенациональную чистоту: обеспечение туалетами; внедрение системы удаления твердых и жидких отходов; безопасное и достаточное водоснабжение; создание чистых деревень. Он призвал добиться всего сказанного к октябрю 2019 г. и тем самым «отблагодарить» отца нации в день 150-й день его рождения. Премьер-министр утверждал, что кампания за чистоту – вне политики, она выражает патриотизм и только. Это не пропагандистский лозунг, а осознание каждым индийцем своей ответственности, долга перед памятью Ганди, мечта которого о чистоте Индии до сих пор не сбылась.
3 Многие сочтут странным и даже неуместно приземленным сосредоточение внимания на санитарии в общенациональной кампании по празднованию дня рождения Ганди, нареченного за свои возвышенные идеи Махатмой (махатма – «великая душа»)1. Тем, кто знаком с Индией не понаслышке, не по кратким деловым или туристическим поездкам, а жил в стране или хорошо знаком с ее историей и культурой, с образом повседневной жизни, повышенное внимание к гигиене понятно. Действительно, Ганди многократно обращался к соотечественникам с призывом соблюдать гигиену на благо личного здоровья, общества в целом и окружающей природной среды. Более того, он детально излагал программу действий, убеждая их в том, что соблюдение гигиены должно стать неотъемлемой частью их образа жизни [Gandhi 1925]. 1. Данный эпитет в индуизме применяется к высоко духовным и даже сверхмирским личностям, например, к риши в эпосе, к Кришне – аватаре бога Вишну в «Бхагавад-гите». В современной Индии уважительный титул добавляется к имени особо почитаемых лиц. Рабиндранат Тагор был первым, кто назвал Ганди Махатмой.
4 Выдвижение высокой идеи, которая в данной исторической ситуации выглядит утопией, и одновременно конкретные широкомасштабные действия по ее реализации, характерны для всеобъемлющего проекта ненасилия. Ганди первым в истории превратил традиционный концепт индийской культуры ахимса (санскр. «невреждение») в универсальный принцип нравственности: в личной жизни, в политике, в экономике, в отношении к природе, в расовых, межрелигиозных и кастовых отношениях, в вопросах войны и мира. Именно поэтому его называют «Апостолом ненасилия».
5 Начало было положено во время пребывания в Южной Африке. В 1907 г. здесь был принят «Черный закон», закрепляющий расистскую дискриминацию по отношению к азиатам в Трансваале. Отмена дискриминации казалась невозможной, а потому утопичной мечтой. Слишком незначительно было число индийцев: 150 тысяч на 7 миллионов общего населения Южно-Африканского Союза, из которых 2 миллиона белых. Вооруженное насильственное сопротивление было обречено на провал. Трезвый расчет и в еще большей степени нравственная убежденность Ганди, считавшего, что принцип «око за око» ведет лишь к ослеплению обеих сторон, подсказали ему неожиданный для других, но единственно приемлемый для него самого выход – прибегнуть к организации массового ненасильственного сопротивления. Он назвал его сатьяграха (санскр. «упорство в истине»), чтобы точно обозначить цель на понятном соотечественникам языке: им предстоит отстоять свою правду, свои права и достоинство, выдержав любые испытания.

Number of purchasers: 1, views: 1343

Readers community rating: votes 0

1. Bhattacharya, Krishna Chandra (2011) “Swariaj in Ideas”, Bhushan, Nalini, Garfield, Jay L., Indian Philosophy in English from Renaissance to Independence, Oxford University Press New York, pp. 103–115.

2. Chakravarty, Bikash (2010) “Tagore’s Swadeshi Samaj. Debates on Nationalism”, Indian Perspectives, Vol. 24. No. 2/210, pp. 76–79.

3. Kabir, Humayun, ed. (1959) Maulana Abul Kalam Azad: A Memorial Volume, Asia Publishing House, Bombay.

4. Kumar, Ajit (2000) “Good Bye Mr. Gandhi – Awaken Thy Moral Courage”, Gandhi Marg, Vol. 22. No 3. http://gandhisevagramashram.org/gandhi-articles/good-bye-gandhi-awaken-thy-moral-courage.php.

Система Orphus

Loading...
Up