Толстой и Ганди

 
Код статьиS004287440007361-2-1
DOI10.31857/S004287440007361-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №11
Страницы153-163
Аннотация

Статья основана на анализе переписки Л.Н. Толстого и Махатмы Ганди, которая состоит из шести писем 1909–1910 гг. Рассматривается общность взглядов двух мыслителей на роль насилия и ненасилия в жизни человека и общества. Показано, что, несмотря на различие религиозных, культурных и национальных традиций, в которых выросли эти мыслители, и на несходство их личных судеб, они тем не менее были мировоззренчески и нравственно очень близки. Их объединяет внутренняя и последовательная приверженность идее ненасилия. Непротивление злу, которое, по Толстому, является адекватным воплощением любви, и сатьяграха, которая, согласно Ганди, является позитивной формулировкой пассивного сопротивления, – тождественные понятия. Специфические условия борьбы за национальное освобождение против британского владычества, как они считали, не могут стать аргументом, допускающим отступление от принципа ненасилия. «Письмо индусу», в котором Толстой развивает идеи своего трактата «Закон насилия и закон любви», приобрело характер программного документа ненасильственной борьбы индусов против колонизаторов в Южной Африке. Толстой и Ганди едины в том, что ненасилие как общественная позиция является следствием, выражением и продолжением индивидуально-ответственного религиозно-нравственного жизненного выбора личности. Они разработали совокупность базовых добродетелей ненасильственной жизненной позиции индивида, первой ступенью которой является целомудренное сдерживание потребностей тела (начиная с вегетарианства) и которая включает в себя также занятия физическим трудом, бесстрашие и безусловный отказ от лжи. Радикальная критика материальной цивилизации – таков еще один пункт сближения двух мыслителей. В целом, учение Ганди охарактеризовано в статье как продолжение и новый этап толстовского учения, заключающийся в распространении идеи ненасилия на область общественно-политической жизнедеятельности людей.

Ключевые словаЛев Толстой, Махатма Ганди, непротивленчество, сатьяграха, закон любви, «Письмо к индусу», вегетарианство, критика цивилизации
Получено04.12.2019
Дата публикации05.12.2019
Кол-во символов35612
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Встреча Толстого и Ганди – удивительное явление. Примечателен сам факт переписки двух совершенно неизвестных друг другу людей из противоположных концов мира – из России и Южной Африки: ведь как ни был знаменит Толстой и как ни были обширны его связи и переписка, тем не менее круг его персональных контактов был по-человечески ограничен (вспомним лишь, что ему не случилось встретиться ни лично, ни письменно с таким своим известным соотечественником и современником, как Достоевский). И кажется вовсе невероятным, что неизвестный индус оказался именно тем, кому в качестве мыслителя и общественного деятеля выпало на долю расширить горизонт и продвинуть дальше дело самого Толстого. Это была поистине счастливая страница истории, преисполненная символического смысла и как бы специально подстроенная судьбой для того, чтобы не погас огонь ненасилия и чтобы передать его, словно эстафету, из одних рук в другие – из могучих рук Толстого в твердые руки Ганди.
2 Л.Н. Толстой и М.К. Ганди обменялись шестью письмами, каждый написал по три. Первое письмо Ганди пишет Толстому 1 октября 1909 г., представляя себя как «абсолютно неизвестного вам человека» [Сергиенко 1939, 343]. Оно состоит из трех сюжетов. 1) Ганди знакомит Толстого с дискриминацией индийской общины в Южной Африке, положение которой стало особенно тяжелым в связи с принятым за несколько лет до этого законом ограничения проживания и перемещения азиатов; сообщает, что община развернула борьбу пассивного сопротивления за свои права. Ганди специально подчеркивает, что он и некоторые его друзья ведут эту борьбу с твердой верой в учение о непротивлении злу. Про себя же он специально подчеркивает, что ему выпало счастье познакомиться с трудами Толстого, которые оказали глубокое воздействие на его мировоззрение. 2) Он спрашивает мнение Толстого относительно того, не следует ли организовать всеобщий конкурс работ о нравственности и действенности пассивного сопротивления, чтобы привлечь более широкие круги к этим идеям. 3) Ганди ставит некоторые вопросы в связи с публикацией и распространением работы Толстого «Письмо индусу». В Дневнике Толстого от 24 сентября (разница дат объясняется тем, что Толстой пользуется старым стилем) он помечает: «Писал письмо индусу и получил приятное письмо от индуса из Трансвааля» [Толстой 1957б, 143].
3 Ответ Толстого, помеченный 7 октября 1909 г., является очень дружественным и кратким. Он приветствует их борьбу: «Помогай бог нашим дорогим братьям и сотрудникам в Трансваале. Та же борьба мягкого против жесткого, смирения и любви против гордости и насилия с каждым годом всё более и более проявляется и у нас, в особенности в одном из самых резких столкновений закона религиозного с законом мирским – в отказах от военной службы. Отказы становятся всё чаще и чаще» [Толстой 1955, 110]. Толстой выражает радость по поводу перевода и распространения своей работы и дает ответы на все связанные с ней вопросы.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1793

Оценка читателей: голосов 0

1. Dюke, Joseph J. (1909) Ь.K. Gandhi. An Indian Patriot in South Africa, The London Indian Chronicle, London.

2. Green, Martin (1986) The Origins of Non-violence. Tolstoy and Gandhi in Their Historical Settings, Pennsylvania State University Press, University Park, PA.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх