Tolstoy and Gandhi

 
PIIS004287440007361-2-1
DOI10.31857/S004287440007361-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 11
Pages153-163
Abstract

The article is based on the analysis of the correspondence between Leo Tolstoy and Mahatma Gandhi which consists of six letters written in 1909-1910. It examines their shared outlook on the role of violence and nonviolence in the life of both a person and a society. It is shown that, despite the difference in religious, cultural and national traditions forming the backgrounds of the thinkers and the unlikeness of their personal lives, they were very close in their world outlook and morality. They are united by the inner and consistent dedication to the idea of nonviolence. Nonresistance to evil by force, which is an adequate presentation of love according to Tolstoy, and the concept of Satyagraha, which is a positive formula of the passive resistance, according to Gandhi, are identical concepts. Both thinkers considered the specific conditions of the struggle for the national liberation against the British rule not to be an argument permitting a derogation from the principle of nonviolence. “A Letter to a Hindu”, in which Tolstoy develops the ideas of his treatise “The Law of Love and The Law of Violence”, assumed a character of a program document for the nonviolent struggle of the Hindus against the colonialists in the South Africa. Tolstoy and Gandhi are at one in thinking that nonviolence as a social position is a consequence, expression and development of an individually responsible religious and moral personal life-choice. They elaborated a number of basic virtues of the individual nonviolent life philosophy: its first step is a chaste repression of the bodily needs starting with vegetarianism. It also includes manual labour, fearlessness and unconditional abandonment of lying. A radical critique of the material civilization is one more point making their views closer. Generally, the article characterizes Gandhi’s teaching as the development and a new stage of the Tolstoy’s teaching: it extends the idea of nonviolence to the sphere of the political and social activity of people.

KeywordsLeo Tolstoy, Mahatma Gandhi, nonresistance, Satyagraha, The Law of Love, “A Letter to a Hindu”, vegetarianism, the critique of civilization
Received04.12.2019
Publication date05.12.2019
Number of characters35612
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Встреча Толстого и Ганди – удивительное явление. Примечателен сам факт переписки двух совершенно неизвестных друг другу людей из противоположных концов мира – из России и Южной Африки: ведь как ни был знаменит Толстой и как ни были обширны его связи и переписка, тем не менее круг его персональных контактов был по-человечески ограничен (вспомним лишь, что ему не случилось встретиться ни лично, ни письменно с таким своим известным соотечественником и современником, как Достоевский). И кажется вовсе невероятным, что неизвестный индус оказался именно тем, кому в качестве мыслителя и общественного деятеля выпало на долю расширить горизонт и продвинуть дальше дело самого Толстого. Это была поистине счастливая страница истории, преисполненная символического смысла и как бы специально подстроенная судьбой для того, чтобы не погас огонь ненасилия и чтобы передать его, словно эстафету, из одних рук в другие – из могучих рук Толстого в твердые руки Ганди.
2 Л.Н. Толстой и М.К. Ганди обменялись шестью письмами, каждый написал по три. Первое письмо Ганди пишет Толстому 1 октября 1909 г., представляя себя как «абсолютно неизвестного вам человека» [Сергиенко 1939, 343]. Оно состоит из трех сюжетов. 1) Ганди знакомит Толстого с дискриминацией индийской общины в Южной Африке, положение которой стало особенно тяжелым в связи с принятым за несколько лет до этого законом ограничения проживания и перемещения азиатов; сообщает, что община развернула борьбу пассивного сопротивления за свои права. Ганди специально подчеркивает, что он и некоторые его друзья ведут эту борьбу с твердой верой в учение о непротивлении злу. Про себя же он специально подчеркивает, что ему выпало счастье познакомиться с трудами Толстого, которые оказали глубокое воздействие на его мировоззрение. 2) Он спрашивает мнение Толстого относительно того, не следует ли организовать всеобщий конкурс работ о нравственности и действенности пассивного сопротивления, чтобы привлечь более широкие круги к этим идеям. 3) Ганди ставит некоторые вопросы в связи с публикацией и распространением работы Толстого «Письмо индусу». В Дневнике Толстого от 24 сентября (разница дат объясняется тем, что Толстой пользуется старым стилем) он помечает: «Писал письмо индусу и получил приятное письмо от индуса из Трансвааля» [Толстой 1957б, 143].
3 Ответ Толстого, помеченный 7 октября 1909 г., является очень дружественным и кратким. Он приветствует их борьбу: «Помогай бог нашим дорогим братьям и сотрудникам в Трансваале. Та же борьба мягкого против жесткого, смирения и любви против гордости и насилия с каждым годом всё более и более проявляется и у нас, в особенности в одном из самых резких столкновений закона религиозного с законом мирским – в отказах от военной службы. Отказы становятся всё чаще и чаще» [Толстой 1955, 110]. Толстой выражает радость по поводу перевода и распространения своей работы и дает ответы на все связанные с ней вопросы.

Number of purchasers: 1, views: 1795

Readers community rating: votes 0

1. Dîke, Joseph J. (1909) Ì.K. Gandhi. An Indian Patriot in South Africa, The London Indian Chronicle, London.

2. Green, Martin (1986) The Origins of Non-violence. Tolstoy and Gandhi in Their Historical Settings, Pennsylvania State University Press, University Park, PA.

Система Orphus

Loading...
Up