The Phenomenon of a Dignified Life in the Context of the Welfare State

 
PIIS004287440007347-6-1
DOI10.31857/S004287440007347-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: associate professor, leading research fellow
Affiliation: Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences.
Address: Moscow,, 12/1, Goncharnaya str., Moscow, 109240, Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 11
Pages22-27
Abstract

Considering the philosophical aspects of the processes of the formation of a social state, the author of the article turns to the category “dignified life” as its main meaning-forming goal and organizing principle. The article argues that “dignified life” is a problem category, which, on the one hand, is difficult to translate into the plane of social criteria and which, on the other hand, unlike the morally and ethical loaded concept of dignity, expresses, first of all, the quality of human living space in a given society.

The article treats a dignified life as a significant part of the constitutional principle of the welfare state. It demonstrates the development of a dignified life perspective in the history of culture, in the context of stages of the welfare state development: from the state of law and the protecting welfare state to the humanistic developing modern welfare state. Modern directions of making a dignified life in society are: environmental protection, reform of education, labor market, health care, and health insurance, the availability of cultural benefits, digitalization and information security, vocational retraining and occupational mobility of the economically active population.

The welfare state is viewed as a network or a hybrid, boundary object (in the context of the actor-network theory), which arises at the crossroads of many different elements of the socio-cultural system. The role of a philosophical study of the welfare state is to implement an interdisciplinary discourse, in which the methodological synthesis of different sciences, problematization of its status quo and creation of its future project take place.

KeywordsWelfare State, decent life, dignity, quality of life
Received04.12.2019
Publication date05.12.2019
Number of characters13505
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Проблема, возникающая в ходе философского обсуждения процессов построения социального государства, состоит прежде всего в том, насколько в жизненном пространстве человека в условиях данного общества возможно раскрытие, развитие качеств, составляющих достоинство человека. Насколько социальная жизнь может быть организована таким образом, чтобы достоинство человеческой жизни ценилось в обществе? Философское обсуждение данной проблематики призвано, таким образом, показать, при каких условиях может стать реальностью высокая степень ответственности государства за достойное наполнение жизни человека в обществе. В исследованиях по истории культуры и философии демонстрируется мощный пласт литературы, раскрывающий этические, духовные, экзистенциальные аспекты достоинства личности. При этом часто они связаны с тем, что человек сохраняет достоинство вопреки складывающимся обстоятельствам и ситуациям. Он преодолевает их, прорываясь сквозь ограничения собственной природы. Вместе с тем, очевидно, что достоинство человека в доиндустриальном обществе было обусловлено его происхождением, четким местом в социальной структуре. Примечателен в связи с этим случай Сократа. Бегство, которое ему предлагалось, не могло быть для него выходом, поскольку быть изгоем вне полиса – история падения и потери достоинства, судьба, на которую он не мог согласиться. Достоинство личности здесь проявляется в принадлежности человека полису, в его включенности в значимое социальное и ценностное целое. Организация достойной жизни является в данном случае привилегией и возможна только для элиты свободного населения полиса. И эта направленность социальных привилегий на выделенную часть населения сохранилась до XIX в., вплоть до осознания государством необходимости реализации защищающих функций по отношению к малоимущим гражданам для снижения социального напряжения.
2 Еще в середине XIX в. право на достойную жизнь личности признавалось лишь за дворянством и верхушкой буржуазии и бюрократии. Подавляющее большинство населения во всех странах находилось в бесправном положении, не имея никаких социальных гарантий. Под влиянием концепций правового, социального государства второй половины XIX – начала XX в. началась научная дискуссия о праве на достойное человеческое существование и его реализация на практике (см. об этом: [Кислов, Кропанева, Москаленко 2013]). Проблема социальной несправедливости, социального неравенства и ущемления прав человека связана с целой традицией в художественной литературе, которая является важным источником понимания борьбы за установление достойной жизни человека в обществе. В русской литературе это ярко показано Ф.М. Достоевским и Л.Н. Толстым через коллизии социальной и индивидуальной жизни. В романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» бедные, простые люди представлены как имеющие чувство собственного достоинства. Люди богатые, принадлежащие к высшим слоям общества, оказываются негодяями, утратившими всякие представления о чести и поддерживающими только ее декорацию в своем социальном окружении. В разных произведениях Л.Н. Толстого проявляет себя идея искажения личностного существования в рафинированном образе жизни высшего социального слоя, несправедливости резкой социальной поляризации и бедственного положения большинства людей. Достоевский и Толстой пытаются привлечь внимание к простым людям, показать их человеческие качества.

Number of purchasers: 1, views: 1670

Readers community rating: votes 0

1. Belyaeva, Ludmila A. (2016) ‘Living Standards in Russia: the Trajectory of the Structuring Processes of Post-Soviet Society’, Social Science and Modernity, 6, pp. 38?52 (in Russian).

2. Belyaeva, Ludmila A. (2018) ‘Social Distance as Characteristic of the Social Space of Modern Russia’, RUDN Journal of Sociology, 18, 1, pp. 58?72 (in Russian).

3. Giddens, Anthony (2014) Turbulent and Mighty Continent: What Future for Europe?, Polity Press, Cambridge (Russian Translation, 2015).

4. Kislov, Aleksandr G., Kropaneva, Elena M., Moskalenko, Maksim R. (2013) The Idea of the Low to a Decent Human Existence: Socio-Philosophical Analysis, RGPPU, Ekaterinburg (in Russian).

5. Latour, Bruno (2000) ‘When things strike back: a possible contribution of ‘science studies’ to the social sciences’, British Journal of Sociology, 51, 1, pp. 107–123 (Russian Translation, 2003).

6. Habrieva, Talya Ya. (2015) ‘Main Vectors and Problems of Development of Social Legislation (instead of the Foreword)’, The Law and Social Development: a New Humanistic Values Hierarchy, INFRA-M, Moscow (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up