Social State and Its Role in the Emancipation of the Human Life-World

 
PIIS004287440007346-5-1
DOI10.31857/S004287440007346-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: main research fellow, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences
Affiliation: Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 11
Pages17-21
Abstract

In modern conditions, the social state, in order to be successful and meet the challenges of the time, must participate along with civil society in the emancipation of the lifeworld. And here, from the point of view of the author, two strategies of his activity are possible: social protection and promotion of life projects.As part of the protection strategy, it builds a protective barrier to the expansionist aspirations of the systemic world, overcoming the effects of colonization step by step. At the next stage of its development, the social state seeks to ensure in the long term a stable immunity of the vital world against destructive systemic influences, on the one hand, and to assist social actors in the implementation of their life projects, on the other. If the protecting social state is focused on eliminating the social consequences of the colonization of the world of life, then the humanistic developing state implements a policy of equal life chances and is called upon to implement the project of the reflexive «I» of a person, which is considered as a factor in the construction of life in the direction of human-sized development of society, i.e. as a practical humanism.

Keywordsman, society, social State, System world, life-world, civil society, emancipation, colonization, decolonization, social protection, practical humanism
Received04.12.2019
Publication date05.12.2019
Number of characters13502
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В этой статье я буду опираться на некоторые идеи коммуникативной теории Ю. Хабермаса, в том числе на его идею соотношения системного и жизненного миров современного общества. Как известно, социальное государство создается в интересах политического класса как инструмент преодоления некоторых, наиболее острых классовых противоречий. При этом оно не изменяет классовую природу современного капитализма, а лишь ретуширует и даже «загоняет вглубь» его системные пороки. В идеале такое государство должно предлагать широкий спектр социальных программ в интересах большинства, а в реальности оно по-прежнему выступает на стороне господствующих сил системного мира, распределяя незначительную часть общественных ресурсов в пользу наиболее неблагополучных социальных групп. Вместе с тем должна измениться, по моему убеждению, и парадигма политики такого государства. От политики изоляции «лишних» или «слабых» из жизни общества оно постепенно переходит к политике защиты и участия в реализации равных жизненных шансов всех своих граждан. Поэтому актуальность данной темы я вижу в необходимости обоснования поворота от анализа деятельности социального государства по предотвращению классовых конфликтов к исследованию проблем его участия в эмансипации жизненного мира большинства людей. Последний рассматривается мной как сфера подлинного и самоконструируемого бытия человека, связанная непосредственно с производством и реализацией жизненных смыслов, которые направляют его повседневную деятельность в пределах доступного ему окружения и непосредственно – в общении с другими людьми (семья, материнство, детство, дружба, любовь, духовные практики и пр.).
2 Социальное государство формируется на пересечении двух миров, характеризуя противоречия в интегрирующей их социальной структуре общества. При этом оно опирается на ресурсы всего системного мира, вовлекая бизнес и другие институты в реализацию своих функций. Такое государство концентрирует власть и деньги для решения собственных задач. Причем значительную часть денежных ресурсов оно привлекает посредством системы налогообложения. Жизненный мир привносит в его деятельность коммуникативные интересы субъектов и их стремление к поиску зон согласия (взаимопонимания). В нем осуществляется коммуникация относительно ценностных ориентаций, целей, норм и фактов в отличие от таких средств системного мира, как «деньги» и «власть». В этой связи я хочу заметить, что предлагаемое Н.И. Лапиным обоснование особенностей социального государства позволяет решать также и проблемы эмансипации жизненного мира человека. Защищающее государство стремится преодолеть последствия колонизации этого мира, выстраивая развитую систему социальной защиты, а его гуманистическая активность создает условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. При этом гражданское общество выступает в качестве посредника между государством и жизненным миром.

Number of purchasers: 0, views: 1094

Readers community rating: votes 0

1. Belyaeva, Lyudmila A. (2018a) ‘Income Inequality in Russian Society: Social Consequences and Problems, Bulletin of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 9, 3, pp. 83?100 (in Russian).

2. Belyaeva, Ludmila A. (2018b) ‘Social Distance as Characteristic of the Social Space of Modern Russia’, RUDN Journal of Sociology, 18, 1, pp. 58?72 (in Russian).

3. Suprunova, Galina G. (2013) ‘Overview of the German Welfare State and its Transformations’, Bulletin of Kemerovo State University, 2 (54), 3, pp. 141?146 (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up