Социальное государство и его роль в эмансипации жизненного мира человека

 
Код статьиS004287440007346-5-1
DOI10.31857/S004287440007346-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник Института философии РАН
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №11
Страницы17-21
Аннотация

В современных условиях социальное государство, чтобы быть успешным и соответствовать вызовам времени, должно участвовать наряду с гражданским обществом в процессах эмансипации жизненного мира. И здесь возможны, с точки зрения автора, две стратегии деятельности государства: социальная защита и содействие жизненным проектам. В рамках стратегии защиты оно выстраивает защитный барьер перед экспансионистскими устремлениями системного мира, преодолевая шаг за шагом последствия колонизации. На следующем витке своего развития социальное государство стремится обеспечить в долгосрочной перспективе устойчивый иммунитет жизненного мира по отношению к деструктивным системным воздействиям, с одной стороны, и оказать содействие социальным субъектам в осуществлении их жизненных проектов, с другой. Если защищающее социальное государство ориентировано на устранение социальных последствий колонизации жизненного мира, то гуманистически развивающее государство осуществляет политику равных жизненных шансов и призвано реализовать проект рефлексивного «Я» человека, который рассматривается как фактор конструирования бытия в направлении человекоразмерного развития общества, т.е. как практический гуманизм.

Ключевые словачеловек, общество, социальное государство, системный мир, жизненный мир, гражданское общество, эмансипация, колонизация, деколонизация, социальная защита, практический гуманизм
Получено04.12.2019
Дата публикации05.12.2019
Кол-во символов13502
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В этой статье я буду опираться на некоторые идеи коммуникативной теории Ю. Хабермаса, в том числе на его идею соотношения системного и жизненного миров современного общества. Как известно, социальное государство создается в интересах политического класса как инструмент преодоления некоторых, наиболее острых классовых противоречий. При этом оно не изменяет классовую природу современного капитализма, а лишь ретуширует и даже «загоняет вглубь» его системные пороки. В идеале такое государство должно предлагать широкий спектр социальных программ в интересах большинства, а в реальности оно по-прежнему выступает на стороне господствующих сил системного мира, распределяя незначительную часть общественных ресурсов в пользу наиболее неблагополучных социальных групп. Вместе с тем должна измениться, по моему убеждению, и парадигма политики такого государства. От политики изоляции «лишних» или «слабых» из жизни общества оно постепенно переходит к политике защиты и участия в реализации равных жизненных шансов всех своих граждан. Поэтому актуальность данной темы я вижу в необходимости обоснования поворота от анализа деятельности социального государства по предотвращению классовых конфликтов к исследованию проблем его участия в эмансипации жизненного мира большинства людей. Последний рассматривается мной как сфера подлинного и самоконструируемого бытия человека, связанная непосредственно с производством и реализацией жизненных смыслов, которые направляют его повседневную деятельность в пределах доступного ему окружения и непосредственно – в общении с другими людьми (семья, материнство, детство, дружба, любовь, духовные практики и пр.).
2 Социальное государство формируется на пересечении двух миров, характеризуя противоречия в интегрирующей их социальной структуре общества. При этом оно опирается на ресурсы всего системного мира, вовлекая бизнес и другие институты в реализацию своих функций. Такое государство концентрирует власть и деньги для решения собственных задач. Причем значительную часть денежных ресурсов оно привлекает посредством системы налогообложения. Жизненный мир привносит в его деятельность коммуникативные интересы субъектов и их стремление к поиску зон согласия (взаимопонимания). В нем осуществляется коммуникация относительно ценностных ориентаций, целей, норм и фактов в отличие от таких средств системного мира, как «деньги» и «власть». В этой связи я хочу заметить, что предлагаемое Н.И. Лапиным обоснование особенностей социального государства позволяет решать также и проблемы эмансипации жизненного мира человека. Защищающее государство стремится преодолеть последствия колонизации этого мира, выстраивая развитую систему социальной защиты, а его гуманистическая активность создает условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. При этом гражданское общество выступает в качестве посредника между государством и жизненным миром.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1133

Оценка читателей: голосов 0

1. Giddens, Anthony (1991) Modernity and self-identity, Stanford univ. press, Stanford.

2. Shpakova, Rimma P. (2003) German sociology, ed. by R.P. Shpakova, Nauka, St.Petersburg (in Russian).

3. Furs, Vladimir N. (2002) The Contours of Modern Critical Theory, EGU, Minsk (in Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх