Welfare State and the Good Society

 
PIIS004287440007344-3-1
DOI10.31857/S004287440007344-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences
Affiliation: Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 11
Pages5-10
Abstract

Social states are a special, historically defined type of state formations realized by Western capitalist society in the industrial era. Initially, it was assumed that this type of state would support the class world, ensure social solidarity of various sectors of society and create conditions for the mutual responsibility of the state, business, trade unions and civil society for the development of the social sphere, for the well-being, dignity, and prosperity of citizens. The welfare state was, in fact, an innovation of Western Europe aimed at overcoming, on the one hand, the weakness of capitalism in the field of ensuring social justice, and on the other hand, the weakness of socialism in the field of freedom. Today, the welfare state is presented as a stage on the path to achieving a “good society”, which implies the most favorable human environment. The theme of “good society” arises and is now being discussed as an attempt (theoretical, empirical and normative) to construct a society based on the convergence of the best features inherent in a wide variety of social systems. The ideas of a “good society” express, in essence, the objective need of modern society to restore values and social order, the unity of law and good, freedom and good, individual and public goods.

Keywordswelfare state, welfare state regimes, capitalism, the good society, Russia
Received04.12.2019
Publication date05.12.2019
Number of characters14169
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В 1990-е гг. датский ученый К. Эспинг-Андерсон описал и проанализировал три типа социального государства, которые начали складываться в 1950-е гг.: либеральное, консервативное и социал-демократическое [Esping-Andersen 1990]. Он попытался также ответить на вопрос о причинах выбора модели социального государства различными странами. В англосаксонских странах, где левые силы были слабы, возникли либеральные модели. Сильные христианско-демократические партии привели к консервативной модели социального государства. А развитые партии левого крыла в северных странах создали социал-демократические государства. До середины XX в. контуры европейских либеральных социальных государств возникали в странах, где ведущее место занимала потребность в социальных правах. Позднее либеральные государства всеобщего благосостояния поддерживали высокую степень коммодификации ‒ большое число различных видов человеческой деятельности становилось в них товаром, подобным рыночному, личные отношения заменялись экономическими.
2 Консервативное или корпоративное социальное государство возникло в Германии. Крупные общественные деятели – Ф. Лист, А. Вагнер, Г. Шмоллер, признавая эффективность рынка, отстаивали идею контроля над хаосом рынка и предотвращения протестов рабочих. Лист обосновал идеи национальной германской политической экономии, противоречащие интернационализму глобализации последней трети XIX в. По предложению Вагнера были приняты законы о страховании рабочих. Шмоллер и Вагнер, были государственными социалистами, считавшими необходимым вмешательство государства в экономику. Корпоративные режимы находились под влиянием церкви и следовали ее идеям сохранения традиционных ценностей и семьи. Социал-демократический тип социального государства предполагал экономическую социализацию, расширяющую социальную программу поддержки не только рабочих, но и среднего класса. Этот подход основан на парламентской политике, способствующей благосостоянию работников и ориентированной на де-коммодификацию. Предполагалось, что социал-демократы способны реализовать эту программу. В таком социальном государстве благосостояние рабочих было повышено до уровня среднего класса, и их права соответствовали правам среднего класса. Все социальные слои в рамках социал-демократии были охвачены универсальной системой страхования. Описывая эти типы социального государства, Эспинг-Андерсон замечает, что им выделены идеально-типические модели, которых на деле в чистом виде не существует, поскольку они заимствуют элементы друг друга. Так, США, имевшие преобладающе либеральную модель, являлась редистрибутивной в отношении чрезвычайно бедных, а Новый курс Ф.Д. Рузвельта был социал-демократическим. Европейские же консервативные режимы усвоили черты как либеральных, так и социал-демократических моделей. Это достаточно очевидным образом формирует новые черты капитализма и разделение общественных и государственных задач в обществе.

Number of purchasers: 2, views: 1405

Readers community rating: votes 0

1. Christakis, Nicholas A. (2019) Blueprint: The Evolutionary Origins of a Good Society, Little, Brown Spark, New York.

2. Christoffersen, Henrik et al (2014) The Good Society: A Comparative Study of Denmark and Switzerland, L.: Springer, New York.

3. Esping-Andersen, Gosta (1990) The Three Worlds of Welfare Capitalism, Princeton University Press, Princeton.

4. Etzioni, Amitai (2001) Next: the Road to the Good Society, Basic Books, New York.

5. Etzioni, Amitai (2004) From Empire to Community. A New Approach to International Relations, Palgrave Macmillan, New York.

6. Fedotova, Valentina G. (2005) Good society, Progress-traditciya, Moscow (in Russian).

7. Fedotova, Valentina G., Kolpakov, Vladimir A., Fedotova, Nadezhda N. (2011) ‘Changing sociality: the future of capitalism’, Voprosy Filosofii, Vol. 6 (2011), pp. 3?15 (in Russian).

8. Galbraith, John K. (1996) The Good Society: The Humane Agenda, Houghton Mifflin Company, Boston, New York.

9. Kenworthy, Lane (2017) web ? The Good Society // lanekenworthy.net.

10. McIntosh, Malcolm (2018) In Search of the Good Society: An Essay on Love, Hope and Art as Political Economy, Routledge, New York.

Система Orphus

Loading...
Up