Социальное государство и хорошее общество

 
Код статьиS004287440007344-3-1
DOI10.31857/S004287440007344-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник сектора социальной философии ИФ РАН
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №11
Страницы5-10
Аннотация

Социальные государства представляют собой особый, исторически определенный тип государственных образований, реализованный западным капиталистическим обществом в индустриальную эпоху. Первоначально предполагалось, что, этот тип государств позволит поддерживать классовый мир, обеспечит социальную солидарность различных слоев общества и создаст условия для взаимной ответственности государства, бизнеса, профсоюзов и гражданского общества за развитие социальной сферы, за благополучие, достоинство, процветание граждан. Социальное государство фактически было инновацией Западной Европы, направленной на преодоление, с одной стороны, недостатков капитализма в сфере обеспечения социальной справедливости, а с другой стороны, недостатков социализма в сфере предоставления свободы. Сегодня, социальное государство представляется как этап на пути достижения «хорошего общества», предполагающего наиболее благоприятную среду обитания людей. Тема «хорошего общества» возникает и обсуждается ныне как попытка (теоретическая, эмпирическая и нормативная) сконструировать социум на основе конвергенции лучших черт, присущих самым разным общественным системам. Идеи «хорошего общества» выражают, по своей сути, объективную потребность современного общества в восстановлении ценностей и социального порядка, единства права и блага, свободы и блага, индивидуальных и общественных благ.

Ключевые словасоциальное государство, модели социального государства, капитализм, хорошее общество, Россия
Получено04.12.2019
Дата публикации05.12.2019
Кол-во символов14169
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 1990-е гг. датский ученый К. Эспинг-Андерсон описал и проанализировал три типа социального государства, которые начали складываться в 1950-е гг.: либеральное, консервативное и социал-демократическое [Esping-Andersen 1990]. Он попытался также ответить на вопрос о причинах выбора модели социального государства различными странами. В англосаксонских странах, где левые силы были слабы, возникли либеральные модели. Сильные христианско-демократические партии привели к консервативной модели социального государства. А развитые партии левого крыла в северных странах создали социал-демократические государства. До середины XX в. контуры европейских либеральных социальных государств возникали в странах, где ведущее место занимала потребность в социальных правах. Позднее либеральные государства всеобщего благосостояния поддерживали высокую степень коммодификации ‒ большое число различных видов человеческой деятельности становилось в них товаром, подобным рыночному, личные отношения заменялись экономическими.
2 Консервативное или корпоративное социальное государство возникло в Германии. Крупные общественные деятели – Ф. Лист, А. Вагнер, Г. Шмоллер, признавая эффективность рынка, отстаивали идею контроля над хаосом рынка и предотвращения протестов рабочих. Лист обосновал идеи национальной германской политической экономии, противоречащие интернационализму глобализации последней трети XIX в. По предложению Вагнера были приняты законы о страховании рабочих. Шмоллер и Вагнер, были государственными социалистами, считавшими необходимым вмешательство государства в экономику. Корпоративные режимы находились под влиянием церкви и следовали ее идеям сохранения традиционных ценностей и семьи. Социал-демократический тип социального государства предполагал экономическую социализацию, расширяющую социальную программу поддержки не только рабочих, но и среднего класса. Этот подход основан на парламентской политике, способствующей благосостоянию работников и ориентированной на де-коммодификацию. Предполагалось, что социал-демократы способны реализовать эту программу. В таком социальном государстве благосостояние рабочих было повышено до уровня среднего класса, и их права соответствовали правам среднего класса. Все социальные слои в рамках социал-демократии были охвачены универсальной системой страхования. Описывая эти типы социального государства, Эспинг-Андерсон замечает, что им выделены идеально-типические модели, которых на деле в чистом виде не существует, поскольку они заимствуют элементы друг друга. Так, США, имевшие преобладающе либеральную модель, являлась редистрибутивной в отношении чрезвычайно бедных, а Новый курс Ф.Д. Рузвельта был социал-демократическим. Европейские же консервативные режимы усвоили черты как либеральных, так и социал-демократических моделей. Это достаточно очевидным образом формирует новые черты капитализма и разделение общественных и государственных задач в обществе.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1494

Оценка читателей: голосов 0

1. Christakis, Nicholas A. (2019) Blueprint: The Evolutionary Origins of a Good Society, Little, Brown Spark, New York.

2. Christoffersen, Henrik et al (2014) The Good Society: A Comparative Study of Denmark and Switzerland, L.: Springer, New York.

3. Esping-Andersen, Gosta (1990) The Three Worlds of Welfare Capitalism, Princeton University Press, Princeton.

4. Etzioni, Amitai (2001) Next: the Road to the Good Society, Basic Books, New York.

5. Etzioni, Amitai (2004) From Empire to Community. A New Approach to International Relations, Palgrave Macmillan, New York.

6. Fedotova, Valentina G. (2005) Good society, Progress-traditciya, Moscow (in Russian).

7. Fedotova, Valentina G., Kolpakov, Vladimir A., Fedotova, Nadezhda N. (2011) СChanging sociality: the future of capitalismТ, Voprosy Filosofii, Vol. 6 (2011), pp. 3?15 (in Russian).

8. Galbraith, John K. (1996) The Good Society: The Humane Agenda, Houghton Mifflin Company, Boston, New York.

9. Kenworthy, Lane (2017) web ? The Good Society // lanekenworthy.net.

10. McIntosh, Malcolm (2018) In Search of the Good Society: An Essay on Love, Hope and Art as Political Economy, Routledge, New York.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх