From Сosmology of Spirit to Psychology of Consciousness (Beginnings and Ends of the Philosophy of E. V. Ilyenkov)

 
PIIS004287440007170-2-1
DOI10.31857/S004287440007170-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Moscow Aviation Institute (National Research University)
Address: 4, Volokolamskoye Shosse, Moscow,125993, Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 10
Pages142-153
Abstract

In the article on the background of the E. Ilyenkov's “Cosmology of the Spirit” comprehensively examines the dialectical principle of thinking, which makes it possible to link philosophical and ideological Ilyenkov's views into unity,– principle that is used and explored throughout the work of the philosopher. Thus, as it were, the beginnings and ends of being in general and specifically its empirical forms are designated. Analized the validity of Ilyenkov's views regarding the objective role of thinking in the universe, in the subject-transforming and subjective-psychological sphere. The analysis of the problem of the beginning and the consequences resulting from it is given. The logical limits of being and their understanding in science and philosophy are denoted. The necessity of dialectic thinking, associated with the problem of temporal definitions, and its isolation in the material of objective reality and in the science of logic is shown.

Keywordswhole, beginning, being, non-being, finite, infinite, absolute, substance, attribute, activity,time,eternity,identity, contradiction, movement, thinking,logical
Received09.11.2019
Publication date02.12.2019
Number of characters40757
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Мыслящее сознание, с чего бы оно ни начиналось, пытается постичь и свое собственное начало (начало мышления) и начало той действительности, внутри которой и с которой оно имеет дело. И, разумеется, концы. Ибо все, что начинается, заканчивается. Назовете ли вы это делом создания картины мира, имеющей отвлеченно-отчужденный характер, или делом формирования мировоззрения, замкнутого на личностную позицию человека, – везде это дело с чего-то начинается и чем-то заканчивается.
2 Всеобщность этой схемы настолько глубока, что любой фрагмент действительности, любое восприятие бессознательно разворачивается именно по ее определениям. На этом же, собственно, основании строится и столь загадочная для нас интуиция, когда мы через спрятанные в нас начала и концы по практической необходимости системно-упорядоченного взгляда на мир по части восстанавливаем целое. Или, наоборот, когда целое, полубессознательно выстроенное нами как некое предчувствие, как гипотеза, как непроявленный умом образ действительности, становится руководящим принципом нашей систематической исследовательской деятельности. Деятельности проявления сущностных определений вещи.
3 Да, любая вещь человеческим сознанием раздвигается во времени. Животное господствует в пространстве, говорит Аристотель. Но человек – «бог времени»: любая вещь его сознанием разворачивается в своих последовательных формообразованиях, раздвигается мыслью от «точки» наличного бытия к ее началу и ее концу. Эта стихийно складывающаяся форма образования понятия вырастает из предметно-преобразовательной деятельности, где каждая вещь подчинена динамике и смыслу последней. Где понимающей способности даны не только проявленные свойства вещей, но и их потенции, восприятию не данные. Здесь как будто даже и в Канта вчитываться не обязательно. Человеческое восприятие, осуществляющееся одномоментно, воспринимает далеко не только то, что дано чувствам – здесь и теперь. Иначе говоря, оно предполагает и включает в себя категорию времени.
4 Человеческая предметно-преобразовательная деятельность определяет начала и концы любого втянутого в ее контекст материала. В идее дела вещи подвижны и подчинены этой идее. Которая конкретизируется целью, определяющей меру включенности любого необходимого элемента в процесс реального преобразования всех условий и обстоятельств в результат: зачем, из чего, кто и как.
5 Но любое определенное начало любой определенной вещи как бы «отодвигает» в сторону вопрос об абсолютных основаниях, которые таят в себе объективные возможности этих преходящих начал. Ибо очевидно, что сами начала с чего-то начинаются, есть некие следствия непроявленных, но входящих в мою чувственно-реальную практику определений. За любым конкретным началом любой конкретной вещи, имеющей преходящий характер, лежит некая более широкая и глубокая действительность. И логика нашего мышления, конечно же, даже бессознательно, ставит вопрос о последней причине или, иначе говоря, проблему начала всех начал. И элементарно критичная мысль, желая избежать «дурной бесконечности» регресса, пытается понять, как может быть безначальным само начало. Начало в его абсолютной форме.

Number of purchasers: 0, views: 1125

Readers community rating: votes 0

1. Il'enkov 1984 – Il'enkov Eh.V. Dialekticheskaya logika. Ocherki istorii i teorii. 2-e izd., dop. M.: Politizdat, 1984 ( Ilyenkov E. Dialectical Logic, Essays on its History and Theory. In Russian).

2. Il'enkov 1991 – Il'enkov Eh.V. Filosofiya i kul'tura. M.: Politizdat, 1991 (Ilyenkov E. Philosophy and Culture. In Russian).

3. Il'enkov 2009 – Il'enkov Eh.V. Psikhologiya // Voprosy filosofii. 2009. № 6. S. 92–105 (Ilyenkov E. Psychology. In Russian).

Система Orphus

Loading...
Up