Развитие практической критики поэзии от Новой критики к деконструкции

 
Код статьиS004287440007164-5-1
DOI10.31857/S004287440007164-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №10
Страницы76-85
Аннотация

В статье делается попытка рассмотреть практическую критику в качестве отправной точки критического англо-американского литературоведения XX века. Наиболее важным результатом развития практической критики было создание внятной и четкой методологии чтения поэзии в рамках школы Новой критики. Новая критика стала началом практической критики, основанной на близком и тщательном прочтении текста, которая оказалась во многом сходной с методикой анализа текстов Ж. Деррида. Если говорить о литературной критике, то деконструктивизм в определенной мере можно считать переходным этапом между исчерпавшим себя формализмом и сменившими его направлениями, перешедшими к более широкой социальной и культурной критике. C приходом деконструктивизма в США и появлением Йельской школы деконструктивистской критики в 1970-х гг. начался последовательный отказ американских критиков от теоретических положений «Новой критики». Врéменная победа формы над содержаниемш в вопросах изучения поэзии навсегда изменила поэтическую критику. Подобный метод работы с текстом был общим местом критики XX века, поэтому панорамный взгляд на практическую критику сквозь призму взаимосменяемых критических направлений от Новой критики к деконструкции является плодотворным в вопросе определения её преимуществ и недостатков.

Ключевые словапоэзия, критика, практическая критика, close reading, Новая критика, структурализм, постструктурализм, деконструктивизм
Получено09.11.2019
Дата публикации02.12.2019
Кол-во символов33452
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 XX век был временем расцвета литературной критики. В 1920-е годы Новая критика – англо-американский вариант формализма – стала наиболее авторитетным профессиональным литературно-критическим направлением, представившим не только теорию, но практику чтения и понимания поэзии. Это заслуживает внимания, потому что до XX в. мы почти не сталкиваемся с подробной критикой ни поэзии, ни литературы в целом. Более того, история критики до начала XIX в. является историей эстетики, а не критической практики, и даже эсcе, посвященные конкретным авторам, довольно редки. Хотя нет причины считать, что в предыдущие века люди читали более поверхностно, до появления критики, за некоторыми исключениями, действительно не было критериев и рациональных оснований для детальной интерпретации и анализа. Исключения составляют примеры, которые, как правило, создавались с целью, отличной от собственно критической. К ним можно отнести пособия по риторике от античности до Ренессанса; биографии художников, скульпторов и архитекторов или более поздние биографии поэтов, давшие толчок развитию практической критики в Англии; комментарии на литературные произведения и ранние юридические комментарии; религиозная герменевтика и комментирование Библии, которые стали моделями как для литературного образования, так и для критической интерпретации.
2 В период романтизма критические обзоры стали медиатором между все более сложной литературой и все более разнообразной аудиторией, а рецензенту предлагалось в некотором роде противостоять авторскому произведению, чего эстетики не делали. В 1802 г. в Англии появляется журнал «Эдинбургское обозрение», в котором противники романтизма совершают утонченные критические нападки на Вордсворта, Шелли, Байрона и Китса. Но, несмотря на то что встреча поэтической индивидуальности автора, транслируемой через его произведения, с персональными установками критика все-таки происходит, результаты критики все еще не могут претендовать на научность. Критическое суждение об искусстве во многом обусловлено понятиями классического стандарта литературного «приличия», традицией и даже происхождением его непосредственных участников. Преодолеть опосредованность и субъективизм удалось с открытием техники близкого чтения (close reading) в рамках Новой критики, которое, однако, совпало с потерей способности читать «с чувством» [Dickstein 1996, 44].
3 Именно Новая критика дала толчок для становления и развития современной литературной критики в университетах. «Практическая критика» (Practical Criticism) Айвора Армстронга Ричардса в 1929 г. дала начало традиции, способной, как отмечают современники, научить студентов читать поэзию «разумно, вдумчиво, с пользой и с максимальным удовольствием» [Brown 2012, 43]. В данной работе Ричардс запротоколировал комментарии, которые давали его студенты на представленные анонимными простые и лаконичные стихотворения различных авторов. Картина получилась исчерпывающей: «Практическая критика» впервые за все время существования критики представила полностью задокументированный процесс коллективного близкого чтения поэзии.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1682

Оценка читателей: голосов 0

1. Barzilai, Shuli; Bloomfield, Morton (1986) New Criticism and Deconstructive Criticism, or What's New? New Literary History, Vol. 18, No. 1, Studies in Historical Change. The Johns Hopkins University Press, Baltimore.

2. Berman, Art (1988) From the New Criticism to Deconstruction: The Reception of Structuralism and Post-Structuralism, University of Illinois Press, Chicago.

3. Brown, Jane Ellen (2012) УNew CriticismФ and the study of poetry. Theses, Dissertations, Professional Paper. Paper 1435., ProQuest LLC, 2012.

4. Culler, Jonathan (2002) Structuralist Poetics: Structuralism, Linguistics and the Study of Literature. Routledge, Abingdon.

5. Dickstein, Morris (1996) The Rise and Fall of 'Practical' Criticism: From I. A. Richards to Barthes and Derrida. Theory's Empire: An Anthology of Dissent, Columbia University Press, New York.

6. McConnell, Frank (1990) Will Deconstruction Be the Death of literature? The Wilson Quarterly, Vol. 14, є. 1. Wilson Quarterly, Washington.

7. North, Joseph (2017) Literary Criticism: A Concise Political History, Harvard University Press, Cambridge.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх