Общение, понимание и герменевтика в русской философской традиции

 
Код статьиS004287440007158-8-1
DOI10.31857/S004287440007158-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Институт философии РАН
Журнал «Вопросы философии»
Адрес: Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №10
Страницы32-36
Аннотация

Автор разделяет точку зрения В.Г. Кузнецова, согласно которой чрезвычайно большое влияние на процессы формирования философской герменевтической традиции в России оказал Густав Густавович Шпет [Кузнецов 2019]. Он рассматривал историю как методологическое основание научного познания, что и позволило ему выйти к феноменологическим проблемам герменевтики и тем самым усилить ее методологическое звучание. Фактически, Шпет наметил направления разработки герменевтики как метода социально-гуманитарного познания. В основании этой проблематики лежал, по мнению автора статьи, характерный для всей русской философии того периода интерес к феномену общения (не информационной коммуникации, но именно взаимопонимающего общения) как фундаментальной культурной ценности. Этот интерес идейно тонировал практически всю рассматриваемую русскими философами тематику и составлял ядро их тематического единства (к такому выводу автора подводит осмысление содержания 28 томов серии «Философия России первой половины ХХ века»). Демонстрируя роль этого интереса в становлении герменевтики, автор обращается к творчеству Павла Александровича Флоренского, философа, существенно отличавшегося по своим общефилософским взглядам от Шпета, но, тем не менее, опиравшегося, как и Шпет, на связанную с практикой общения знаково-символическую трактовку оснований научной терминологии. Анализируя формы выражения научного знания, Флоренский обратился к семиотике и сегодня его интеллектуальный ход также актуален для разработки герменевтики как основополагающего метода наук.

Ключевые словарусская философская традиция, общение, понимание, герменевтика, семиотика
Источник финансированияРабота выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-011-01252 «Историческая память и историческое понимание: эпистемологические риски обращения к нарративу».
Получено09.11.2019
Дата публикации02.12.2019
Кол-во символов11681
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Несмотря на все многообразие позиций, концепций, точек зрения и интересов, русская философия XIX–XX вв. представляла собой целостный феномен, коренящийся в особенностях истории и культуры России. К этому выводу подводит опыт издания многотомной (на сегодня издано 28 томов) серии книг о русских философах первой половины ХХ в. Анализ их трудов, выполненный ведущими специалистами по русской философии в рамках серии, убедительно, на мой взгляд, демонстрирует наличие таких ракурсов обсуждения философской тематики, которые, придают русской интеллектуальной традиции своеобразную идейную цельность.
2 В связи со сказанным позволю себе одно полемическое замечание по поводу уточняющего прилагательного «русская» в выражении «русская философия». В данном случае это прилагательное, прежде всего, уточняет национальный язык, на котором формулируются философские размышления и через который раскрываются особенности культуры и истории региона. Подобным же образом на собственный язык и на соответствующие культурные особенности опирались, к примеру, шотландская философия, французская философия, немецкая философия XIX в., французский и немецкий экзистенциализм в XX в., англо-американская аналитическая философия и т.д. Именно своим оригинальным вкладом, так называемые региональные философии во все времена обогащали мировую философию. (И кстати, еще замечу: как свидетельствует опыт всемирных философских конгрессов, именно к этому тренду разработки современной философской проблематики нарастает интерес в нашу «эпоху глобализации».)
3 Тема общения связывает таких разных по свои устремлениям и интересам русских философов, как Павел Александрович Флоренский и Густав Густавович Шпет (см.: [Щедрина 2006]). То, каким образом эпистемологический ракурс идеи понимающего общения реализовался в творчестве Г.Г. Шпета, представил в своих работах В.Г. Кузнецов. «Понимание как синтетическая функция разума, – пояснял он логику развертывания герменевтических взглядов Шпета, – обеспечивается истолкованием и интерпретацией. Именно так, через понимание и интерпретацию, герменевтическая проблематика (разумеется, в новом рационализированном виде) вливается в феноменологию. Герменевтика (с ее функцией осмысления и интерпретации), логика (функция выражения смысла), прагматическая телеология (функция разумной мотивации), феноменология (функция обнаружения смысла в разнообразных его положениях) сплетены в деятельности разума в единый метод, определяющийся своеобразием эйдетического мира как «зеркала» осуществленных на уровне явлений объективации деятельности человеческого духа» [Кузнецов 2014, 188]. В центре внимания Флоренского также оказывается связанная с целями научного познания проблематика взаимопонимания. При этом и Флоренский и Шпет приходят к знаково-символической трактовке научных текстов и именно через этот, учитывающий символический аспект знания ракурс, осмысливают условия общезначимости и точности языка науки.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1162

Оценка читателей: голосов 0

1. Кузнецов 2014 – Кузнецов В.Г. Герменевтическая феноменология и положительная философия Густава Густавовича Шпета // Густав Густавович Шпет / Под ред. Т.Г. Щедриной. М.: Политическая энциклопедия, 2014. C. 166?195.

2. Кузнецов 2019 – Кузнецов В.Г. Роль Г.Г. Шпета в формировании герменевтической традиции в России // Вопросы философии. 2019. № 9. С. 18?22.

3. Михайлов 2000 – Михайлов А. В. О. Павел Флоренский как философ границы // Михайлов А.В. Обратный перевод. М.: Языки славянской культуры, 2000. С. 444–484.

4. Пружинин 2006 ? Пружинин Б.И. Между контекстом открытия и контекстом обоснования: философия науки Густава Шпета // Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания / Под ред. Т.Г. Щедриной. М.: Языки славянской культуры, 2006. С. 135–145.

5. Хоружий 1996 ? Хоружий С.С. Философский символизм П.А. Флоренского и его жизненные истоки // П.А. Флоренский: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1996. С. 525–557.

6. Щедрина 2006 – Щедрина Т.Г. Павел Флоренский и Густав Шпет: тематические линии русской философии // На пути к синтетическому единству европейской культуры. Филосфско-богословское наследие П.А. Флоренского и современность / Под ред. Вл. Поруса. М.: ББИ, 2006. С. 156–163.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх