А.Ф. Лосев о гётевском учении о цвете, трагедии «Фауст» и романе «Страдания юного Вертера»

 
Код статьиS004287440006328-5-1
DOI10.31857/S004287440006328-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры истории русской литературы Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН
Аффилиация:
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН
Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы162-172
Аннотация

В статье впервые осмысляются прежде неизвестные тезисы А.Ф. Лосева, написанные в Беломорско-Балтийском лагере в 1933 г. и рассматривающие три гётевских текста – трактат «К учению о цвете», трагедию «Фауст» и роман «Страдания юного Вертера». Выясняется связь тезисов с культурной морфологией О. Шпенглера, с воззрениями А.Ф. Лосева на задачи феноменолого-диалектического метода и его учением о художественном стиле. Новые материалы анализируются с учетом лосевских высказываний о Гёте разных лет. Это и суждения 1920-х гг., зафиксированные в его докладе «Диалектика в немецкой эстетике XVIII в.», прочитанном в ГАХН, в книгах «Диалектика художественной формы», «Музыка как предмет логики», «Диалектика мифа». Привлекаются к рассмотрению и лосевские работы 1970-х гг. («Конспект лекций по истории эстетики Нового времени», «Проблема символа и реалистическое искусство», «Теория художественного стиля», «Проблема вариативного функционирования поэтического языка»). Одновременно тезисы 1933 г. соотносятся и с художественной прозой А.Ф. Лосева, создававшейся в лагерном заключении (рассказ «Из разговоров на Беломорстрое»). Выдвигается гипотеза, что в литературном тексте нашли художественное воплощение не только философские идеи, но и реальная лагерная интеллектуальная жизнь, свидетельства о которой сохранились в мемуарах современников (Н.П. Анциферова, Д.С. Лихачева). В связи с этим поднимается вопрос о возможной связи тезисов с работами других заключенных Белбалтлага, инспирированных памятной датой  – отмечавшимся в 1932 г. 100-летием кончины Гёте: философов А.А. Мейера («Размышления при чтении “Фауста”», «Цвет у Гёте») и А.К. Горского («“Света, больше света!” К столетию смерти Гёте»).

Ключевые словаА.Ф. Лосев, И.В. Гёте, цвет, свет, феноменология, эстетика, художественный стиль, «Фауст», Вертер
Источник финансированияПубликация подготовлена в Институте мировой литературы А.М. Горького РАН за счет гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 17-18-01432)
Получено22.09.2019
Дата публикации24.09.2019
Кол-во символов28959
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Интерес А.Ф. Лосева к научному и художественному творчеству И.В. Гёте – тема на сегодняшний день очевидная. В ее артикуляцию и интерпретацию внес особый вклад А.Л. Доброхотов1, чьи исследования лосевского восприятия Гёте, будем надеяться, еще будут продолжены. Вводимые нами впервые в научный оборот два новых лосевских текста о Гёте – «Учение Гёте о цветах» и «Замечания о “Вертере” Гёте», – с нашей точки зрения, придают новый и достаточно неожиданный ракурс этой проблеме. 1. Из многочисленных публикаций А.Л. Доброхотова укажем лишь несколько: [Dobrokhotov 2011, 38–40; Доброхотов 2016а; Доброхотов 2016б; Доброхотов 2017; Dobrokhotov 2018]. См. также: [Тахо-Годи 1999].
2 Прежде всего, обращает на себя внимание время создания публикуемых текстов: они вписаны зелеными чернилами в 48-листовую общую тетрадь летом 1933 г. – А.Ф. Лосев по-прежнему находится в исправительно-трудовом лагере на строительстве Беломорско-Балтийского канала, но перед грядущим осенью освобождением уже получает статус вольнонаемного, а вместе с тем возможность писать. Эта ситуация придает обращению к наследию Гёте особое значение: очевидно, что человек, проведший в заключении три года, обретя возможность для более или менее свободных занятий, несомненно, в первую очередь возьмется за темы, ему наиболее внутренне близкие.
3 Действительно, тезисы «Учения Гёте о цветах» теснейшим образом связаны с тем, над чем А.Ф. Лосев работал в конце 1920-х годов. Достаточно напомнить о разделе, посвященном учению о цвете у Гёте в «Диалектике мифа», послужившей поводом к аресту мыслителя. Здесь гётевское учение о цвете было сопряжено с выяснением мифологии цветовых восприятий и разбиралось наряду с другими аналогичными попытками описать восприятие цвета и света – у П.А. Флоренского и в наблюдениях Андрея Белого, касающихся зрительного восприятия природы в поэзии Пушкина, Боратынского и Тютчева (кстати сказать, Тютчев также находится в поле зрения вольнонаемного строителя Беломорско-Балтийского канала – наброски тезисов о Тютчеве еще предстоит расшифровать и проанализировать).
4 Однако лагерные тезисы о Гёте отнюдь не являются простым повторением или пересказом того, что уже имелось в «Диалектике мифа».
5 Выделим, по крайней мере, несколько новых векторов в ходе мысли философа.
6 Во-первых, он рассматривает учение Гёте о цветах с точки зрения «физиономической философии», что заставляет вспомнить о суждениях по поводу «физиогномического метода» О. Шпенглера и его связи с традицией Винкельмана – Гёте – Гегеля – Ницше на страницах «Очерков античного символизма и мифологии» [Лосев 2013, 78, 81–82], а также о более ранних из «Музыки как предмете логики», где автор, говоря о собственных наблюдениях над «цветностью» звука, прямо заявлял: «Примерами блестящего феноменологического анализа зрительных явлений отличается сочинение Гёте “Учение о цветах”» [Лосев 1995, 599]. В 1970-е гг. в «Конспекте лекций по истории эстетики Нового времени» Алексей Федорович скажет, что у Гёте дана «резко очерченная и жизненно пульсирующая морфология всего бытия» [Лосев 2003, 364].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1745

Оценка читателей: голосов 0

1. Dobrokhotov, Aleksandr L. (2011) УGAKhN: an aesthetics of ruins, or Aleksej LosevТs failed projectФ, Studies in East European Thought, Vol. 63, є 1 (2011), p. 31Ц42.

2. Dobrokhotov, Aleksandr L. (2016а) УLosev and GoetheФ, Dobrokhotov, Alexander L. Philosophy of culture, Izdatelskii dom Vysshey shkoly ekonomiki, Moscow, pp. 235Ц244 (in Russian).

3. Dobrokhotov, Aleksandr L. (2016б) УThe aesthetics of the XVIIIth century in A.F. LosevТs essayФ, Dobrokhotov, Alexander L., Teleology of culture, Progress-Traditsiia, Moscow, pp. 336Ц339 (in Russian).

4. Dobrokhotov, Aleksandr L. (2017) УThe reception of German classical aesthetics in the writings and discussions of GAHNФ, Art as a language Ц the language of art. The State Academy of Arts and aesthetic theory of the 1920s, Vol. I: Studies, ed. by Plotnikov, Nikolai S., Podzemskaja, Nadezhda P. with the participation of Yakimenko, Yulia N., Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, pp. 113Ц142 (in Russian).

5. Dobrokhotov, Aleksandr L. (2018) УСMystical AntinomismТ. LosevТs Assessments and Interpretations of GoetheФ, Alexei F. Losev: On the Occasion of His 125 Birth Anniversary. Russian Studies in Philosophy,Vol. 56, є 6 (2018). P. 467Ц476.

6. Art as a language Ц the language of art. The State Academy of Arts and aesthetic theory of the 1920s, Vol. II: Publications (2017) ed. by Plotnikov, Nikolai S., Podzemskaja, Nadezhda P. with the participation of Yakimenko Yulia N., Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow (in Russian).

7. Takho-Godi, Muminat A. (1999) УLosevТs concept of the second part of GoetheТs СFaustТФ, Image of the World Ц Structure and Whole, ed. by Takho-Godi, јza ј., Logos, Moscow, pp. 249Ц253 (in Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх