«Как стать большим?»: предикативные прилагательные в детской речи

 
Код статьиS0373658X0003838-0-1
DOI10.31857/S0373658X0003838-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург, 190000
Название журналаВопросы языкознания
ВыпускНомер 6
Страницы65-78
Аннотация

В статье рассматривается проблема выбора творительного или именительного падежа предикативного прилагательного в депиктивной конструкции с глаголом мены состояния стать, а также усвоение этой конструкции русскоязычными детьми. Анализ 102 конструкций «стать + прилагательное в именительном или творительном падеже», выделенных методом сплошной выборки из 93 устных неподготовленных извлеченных рассказов русскоязычных детей в возрасте от 3 лет 6 месяцев до 4 лет 11 месяцев, показал, что, несмотря на то что дети к данному возрасту уже овладели основными значениями именительного и творительного падежей, процесс выбора падежной формы прилагательного в рамках единой конструкции еще находится в стадии формирования. Привлечение данных устного подкорпуса Национального корпуса русского языка позволило выявить статистически значимую взаимосвязь между падежом предикативного прилагательного и синтаксической структурой высказывания. Взаимодействие семантических, синтаксических и коммуникативно-прагматических факторов обеспечивает сосуществование в современной устной русской речи четырех квазисинонимичных депиктивных конструкций с глаголом мены состояния стать, которые зависят от значения признака (имеет он временный или актуализированный характер), порядка слов и расположения коммуникативного акцента, который может выделять либо признак, либо сам процесс мены состояния. Анализ также показал, что в возрасте от 3 лет 6 месяцев до 4 лет 11 месяцев ключевым фактором для детей является значение признака: если дети принимают возможность временного характера признака, они руководствуются теми же принципами, что и взрослые носители языка, ориентируясь при выборе падежной формы на коммуникативную значимость либо признака, либо процесса мены признаков; если временный характер признака является для детей неясным, значения прилагательного и глагола вступают в противоречие и выбор падежа имеет случайный характер.

Ключевые словаглаголы мены состояния, депиктивная конструкция, детская речь, предикативное прилагательное, творительный падеж, устная речь
Источник финансированияПубликация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-04-50114.
Получено18.12.2017
Дата публикации18.12.2017
Кол-во символов1928
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1564

Оценка читателей: голосов 0

1. Апресян 1979 — Апресян Ю. Д. Английские синонимы и синонимический словарь // Англо-русский синонимический словарь. М.: Русский язык, 1979. С. 500—543.

2. Арутюнова, Ширяев 1983 — Арутюнова Н. Д., Ширяев Е. Н. Русское предложение: Бытийный тип (структура и значение). М.: Русский язык, 1983.

3. Бабий 2014 — Бабий Л. Синтаксис аргументной структуры. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2014.

4. Бернштейн 1958 — Бернштейн С. Б. (отв. ред.). Творительный падеж в славянских языках. М.: Изд-во АН СССР, 1958.

5. Виноградов, Шведова 1964 — Виноградов В. В., Шведова Н. Ю. (отв. ред.). Очерки по исторической грамматике русского литературного языка XIX века. М.: Наука, 1964.

6. Воейкова, Пупынин 1996 — Воейкова М. Д., Пупынин Ю. А. Предикативная качественность // Бондарко А. В. (отв. ред.). Теория функциональной грамматики. Качественность. Количественность. СПб.: Наука, 1996. С. 53—64.

7. Воейкова 2011 — Воейкова М. Д. Ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка. Москва: Знак, 2011.

8. Всеволодова 2000 — Всеволодова М. В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. М.: Изд-во МГУ, 2000.

9. Гвоздев 1981 — Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981.

10. Гиро-Вебер 1996 — Гиро-Вебер М. Бисинхронный метод описания прилагательного в предикативной позиции в современном русском языке // Бондарко А. В. (отв. ред.). Теория функциональной грамматики. Качественность. Количественность. СПб.: Наука, 1996. С. 65—79.

11. Гиро-Вебер 2007 — Гиро-Вебер М. Существительное в функции именного сказуемого в современном русском языке: возможно ли еще говорить о семантическом противопоставлении «Им. vs. Тв.»? // Вопросы языкознания. 2007. № 1. С. 18—26.

12. Елисеева 2008 — Елисеева М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

13. Елисеева 2014 — Елисеева М. Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка. Ранние этапы. М.: Языки славянской культуры, 2014.

14. Зализняк 2013 — Зализняк Анна А. Русская семантика в типологической перспективе. М.: Языки славянской культуры, 2013.

15. Зельдович 2005 — Зельдович Г. М. Русское предикативное имя: согласованная форма, творительный падеж // Вопросы языкознания. 2005. № 4. С. 21—38.

16. Камышева 1994 — Камышева С. Ю. Формирование семантической структуры модуляционно-связочных глаголов в древнерусском языке: автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград: Волгоградский государственный ун-т, 1994.

17. Клобуков 1986 — Клобуков Е. В. Семантика падежных форм в современном русском языке (Введение в методику позиционного анализа). М.: Изд-во МГУ, 1986.

18. Котов 2011 — Котов А. А. Изучение русского предикативного прилагательного: неподведенные итоги // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2011. № 1 (114). С. 49—52.

19. Кузнецова, Рахилина 2010 — Кузнецова Ю. Л., Рахилина Е. В. Русские депиктивы // Рахилина Е. В. (отв. ред.). Лингвистика конструкций. М.: Азбуковник, 2010. С. 159—183.

20. Кузнецова, Рахилина 2014 — Кузнецова Ю. Л., Рахилина Е. В. Депиктивы оказались удивительными // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2014. Т. 10. № 2. С. 180—218.

21. Курилович 1962 — Курилович Е. Очерки по лингвистике. М.: Издательство иностранной литературы, 1962.

22. Мразек 1960 — Мразек Р. К вопросу о функциях беспредложного творительного падежа (на материалах русского языка) // Sborník prací filozofické fakulty Brněnské Univerzity. 1960. A 8. С. 41—52.

23. Никитина 2011 — Никитина Е. Н. Конструкции с именительным и творительным предикативным в русском языке (к проблеме взаимодействия грамматических категорий) // Вопросы языкознания. 2011. № 6. С. 3—28.

24. Никольс 1985 — Никольс Дж. Падежные варианты предикативных имен и их отражение в русской грамматике // Булыгина-Шмелева Т. В. (отв. ред.) Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 15. М.: Прогресс, 1985. С. 342—387.

25. НКРЯ — Национальный корпус русского языка // http://www.ruscorpora.ru.

26. Ревзин 1978 — Ревзин И. И. Структура языка как моделирующей системы. М.: Наука, 1978.

27. Риехакайнен 2016 — Риехакайнен Е. И. Восприятие русской устной речи: контекст + частотность. СПб.: Санкт-Петербургский государственный ун-т, 2016.

28. Руде 2005 — Руде Р. Предикативное прилагательное и типы предложений в русском языке // Вопросы языкознания. 2005. № 3. С. 80—101.

29. РГ 1980 — Русская грамматика: В 2 т. Т. I / Гл. ред. Шведова Н. Ю. М.: Наука, 1980.

30. Селиверстова 1982 — Селиверстова О. Н. (ред.). Семантические типы предикатов. М.: Наука, 1982.

31. Сизова 2009 — Сизова О. Б. Порождение именных форм в речи детей дошкольного возраста: взаимодействие синтагматического и парадигматического аспекта: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

32. Тимберлейк 1985 — Тимберлейк А. Инвариантность и синтаксические свойства вида в современном русском языке // Булыгина-Шмелева Т. В. (отв. ред.). Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 15. М.: Прогресс, 1985. С. 261—285.

33. Урманчиева 2006 — Урманчиева А. Ю. «Грамматический дрейф»: семантическая эволюция грамматического показателя, не являющаяся грамматикализацией // Проблемы типологии и общей лингвистики. Международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения проф. А. А. Холодовича. Материалы. СПб.: Нестор-История, 2006. С. 164—167.

34. Урманчиева 2015 — Урманчиева А.Ю. Как грамматическая система управляет семантической эволюцией показателей // Вопросы языкознания, 2015. № 6. С.54—77.

35. Федорова 2014 — Федорова О. В. Экспериментальный анализ дискурса. М.: Языки славянской культуры, 2014.

36. Ходова 1958 — Ходова К. И. Творительный превращения и сравнения // Бернштейн С. Б. (отв. ред.) Творительный падеж в славянских языках. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 181—192.

37. Цейтлин 2000 — Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

38. Щерба 1974 — Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. М.: Наука, 1974. С. 24—39.

39. Эйсмонт 2017 — Эйсмонт П. М. «Кондуит»: корпус устных детских текстов // Захаров В. П. (отв. ред.). Труды международной конференции «Корпусная лингвистика-2017». СПб.: Санкт-Петербургский государственный ун-т, 2017. С. 373—377.

40. Ященко 2007 — Ященко М. А. Усвоение ребенком семантики качественных прилагательных // Цейтлин С. Н. (отв. ред.). Семантические категории в детской речи. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 300—316.

41. Van der Auwera, Malchukov 2005 — van der Auwera J., Malchukov A. A semantic map for depictive adjectivals. Secondary predication and adverbial modification: The typology of depictives. Himmelmann N. P., Schultze-Berndt E. (eds.). Oxford: Oxford Univ. Press. 2005. Pp. 393—421.

42. Babby 2009 — Babby L. H. The syntax of argument structure. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2009.

43. Bailyn 2001 — Bailyn J. The syntax of Slavic predicate case. ZAS Papers in Linguistics 22. Jäger G., Strigin A., Wilder C., Zhang N. (eds.). Berlin: ZAS, 2001. Pp. 1—26.

44. Eisenbeiss et al. 2009 — Eisenbeiss S., Narasimhan B., Voeikova M. D. The acquisition of case. The Oxford handbook of case. Malchukov A., Spencer A. (eds.) Oxford: Oxford Univ. Press, 2009. Pp. 369—383.

45. Filip 2001 — Filip H. The semantics of case in Russian secondary predication. Semantics and Linguistic Theory (SALT) XI. Hastings R., Jackson B., Zvolenszky Z. (eds.). Ithaca: CLC Publications, Cornell Univ., 2001. Pp. 192—211.

46. Goldberg 1995 — Goldberg A. E. Constructions: A construction grammar approach to argument structure. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1995.

47. Himmelmann, Schultze-Berndt 2005 — Himmelmann N. P., Schultze-Berndt E. Issues in the syntax and semantics of participant-oriented adjuncts: An introduction. Secondary predication and adverbial modification: The typology of depictives. Himmelmann N. P., Schultze-Berndt E. (eds.). Oxford: Oxford Univ. Press, 2005. Pp. 1—67.

48. Hinterhoelzl 2001 — Hinterhoelzl R. Semantic constraints on case assignment in secondary adjectival predicates in Russian. ZAS Papers in Linguistics 22. Jäger G., Strigin A., Wilder C., Zhang N. (eds.). Berlin: ZAS, 2001. Pp. 99—112.

49. MacWhinney, Snow 1990 — MacWhinney B., Snow C. The Child Language Data Exchange System: An update. Journal of Child Language. 1990. Vol. 17. No. 2. Pp. 457—472.

50. Rakhilina, Tribushinina 2010 — Rakhilina E., Tribushinina E. The Russian instrumental-of-comparison: Constructional approach. Slavic linguistics in a cognitive framework. Grygiel M., Janda L. A. (eds.) Frankfurt: Peter Lang Verlag, 2010. Pp. 145—174.

51. Richardson 2001 — Richardson K. What secondary predicates in Russian tell us about the link between tense, aspect and case. ZAS Papers in Linguistics 26. Zhang N. (ed.). Berlin: ZAS, 2001. Pp. 171—195.

52. Tribushinina 2008 — Tribushinina E. Cognitive reference points: Semantics beyond the prototypes in adjectives of space and colour. Utrecht: LOT, 2008.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх